Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Описание номера
По данным Банка России, просроченная задолженность физлицпо банковским кредитам в прошлом году выросла в 2,6 разав абсолютном выражении и превышает сегодня 20 млрд рублей. Объемы кредитования граждан за это же время выросли менее чемв два раза. Значит, рост невозвратов, плохих долгов с полным правом можно назвать опережающим. По подсчетам коллекторов, около 15%, то есть около 3—3,5 млрд рублей, банки теряют от действий профессиональных мошенников.
Перечисленные направления банковского бизнеса были наиболее перспективными и быстрорастущими в течение последних двух лет. Банки не могут бесконечно наращивать объемы операцийна розничном рынке и вынуждены искать новые ниши с высокими темпами роста спроса. Несмотря на усиливающуюся банковскую конкуренцию, рост отдельных рынков на 50—70% ежегодно будет оставлять место и для российских, и для иностранных банков.
Доля налички в обороте разных стран составляет от 40 до 90%.По прогнозам экспертов, наличный денежный оборот на протяжении ближайших десятилетий будетв среднем составлять более 50%.В России этот показатель уже сейчас выше, а значит, ей чаще других приходится сталкиватьсяс «фальшивками». Особенно когда речь заходит о любимой валюте россиян — американских долларах. Для их изготовления — как впрочеми для изготовления рублей — фальшивомонетчики стали все активнее использовать цифровые технологии.
Консультации по вопросам информационных технологий стали самым динамично растущим сектором консалтинга для банков в прошлом году. Основная причина такого взлета — проникновение IT во все сферы бизнеса и жизнеобеспечения банка. Невозможно изменить что-тов бизнесе — в продуктовой линейке, в вопросах управления —и не поменять IT-сопровождение. И наоборот, разработчикии интеграторы банковского ПО иногда становятся аккумуляторамии носителями лучших бизнес-практик, внедряя их вместес IT-продуктами.
Работа банковских call-центров далека от совершенства. Можно использовать самые современные и «продвинутые» технологии,но при этом не предусмотреть элементарных правил построения алгоритма, и в результате обращение клиента будет безвозвратно потеряно. А для банков в условиях острой конкурентной борьбыза каждого потенциального потребителя услуг это недопустимо.
Услуга по добровольному страхованию жизни и здоровья держателей банковских карт при их выезде за рубеж так и не стала массовой.Вроде и условия привлекательные, и учтена новая страсть российских путешественников к экстремальным видам спорта. Но такое страхование интересно только тем держателям карт, которыене пользуются услугами туристических агентств — к путевке зачастую прилагается аналогичный полис. Индивидуальных же туристов ещене так много, как «организованных».
За прошедшие три месяца 2006 года банковский кризис в России предсказывали уже неоднократно. Сначала о такой возможности заявил экс-премьер Егор Гайдар, который считает «фактором риска» то, что госбанки в 2005 году слишком активно кредитовали крупные компании с государственным участием. За ним о негативных тенденциях на банковском рынке заявил глава РСПП Александр Шохин. Правда, он, в отличие от Гайдара, видит в качестве причины кризиса не задолженность госкомпаний, а дефицит ликвидности на финансовом рынке и резкий рост стоимости денег к 2009 году — времени, когда, по оценкамг-на Шохина, и может разразиться кризис.
Потенциал рынка дистанционных платежей физлиц огромен,как и рынка дистанционного банковского обслуживания в целом.И банку, и его клиенту удобно и выгодно обслуживать регулярные платежи — коммунальные услуги, связь, пополнение банковской карты, оплату кредитов, покупки в интернет-магазинах — в удаленном формате. Однако специалисты предупреждают: на внедрении систем дистанционного банкинга сегодня много не заработаешь. В лучшем случае — сэкономишь.
ЦБ РФ подвел неутешительные итоги подготовки банками отчетности по международным стандартам: выяснилось, что в той или иной мере, сознательно или преднамеренно искажает свои показатели каждый второй банк. Следует ли ждать из-за этого «гонений» и «зачисток»на банковском рынке? Эксперты пока не склонны к пессимистичным оценкам, хотя и не исключают того, что некоторым банкам придется расстаться с лицензией на этот раз не из-за «отмывания» средств,а из-за неадекватной оценки собственных рисков.
— Гарегин Ашотович, термин «банкизация» неизбежно порождает ассоциации с термином «электрификация», очень популярным в 1920-е годы. Тогда полагали, что электрификация способна перевернуть не только весь хозяйственный, но и весь политический уклад страны.
Кабинет мсье Брику сразу поражает полным отсутствием бумаг. То есть на столе нет ни одного документа, ни одной папки.
Банки ищут путь к сердцам россиян, пытаются освоить аудиторию, которую по различным причинам «не затрагивают» наружная реклама, телевизионные ролики и модули в печатных СМИ. Один из лидеров на рынке банковской розницы решил привлечь потенциальных клиентов из числа любителей компьютерных игр. Последним предлагается пользоваться картами Альфа-Банка в виртуальном мире «Дневного дозора» и «Ночного дозора».
Объемы ипотечного кредитования увеличиваются ежегодно в два-три раза. Соответствующим образом растут и премии страховщиков.При этом на 10—15 млн долларов страховой премии приходитсятри страховых случая — такова известная немногим специалистам статистика убытков в ипотечном страховании. Да это просто Эльдорадо для страховщиков! Насколько жестко поделен этот перспективный рынок и каковы могут быть аргументы страховых компаний, только приступающих к активному освоению ипотечного страхования?На вопросы «Банковского обозрения» отвечает генеральный директор страховой компании «ОРАНТА» Сергей Устюков.