Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Самые интересные проекты года
16.01.2013

Самые интересные проекты года

В 2012 году банки пытались приноровиться к «Базелю», справлялись с болезнями роста, избавлялись от бумаги, желали поближе познакомиться с клиентом и стать для него более удобными, при этом, разумеется, считая деньги


В целом 2012 год был довольно насыщенным с точки зрения событий в банковских IT. Другое дело, что большая их часть сгенерирована Сбербанком — а как могло быть иначе, если его IT-бюджет превышает бюджеты всех остальных вместе взятых. Деньги, как известно, делают чудеса, поэтому игнорировать проекты Сбербанка нельзя — на них вполне можно ориентироваться банкам, а особенно — банковским группам в условиях роста. Впрочем, и другие банковские группы не отстают, при этом двигаясь своим путем — проекты групп «Лайф» и ВТБ также весьма интересны, как и, традиционно, Альфа-Банка. С другой стороны, малые банки, которые не обременены столь крупным «скелетом», а значит, могут внедрять инновации гораздо быстрее, иногда заставляют «динозавров» завидовать.

Само собой, понятия «лучший проект» или даже «интересный проект» весьма спорны. Масштаб, хоть и предъявляет специфические требования к правильности методологии и процессов, а также устойчивости инфраструктуры, не всегда основной фактор — тиражирование бывает рутинным процессом. Инновационность, казалось бы, важнее — но, опять же, инновации ради инноваций не показательны — разве что на ошибках поучиться. Однако вряд ли кто-либо поспорит, что проект, принесший существенную пользу бизнесу, определенно интересен.

С этой точки зрения каждый проект имеет бизнес-цель, которая трансформируется в IT-цель — построение инструмента: для определения направлений развития, создания продуктов и услуг, обеспечения лучшего сервиса или же просто сокращения затрат. В банковской сфере, впрочем, превалирует другой тип проектов — для создания регуляторной отчетности, в которых редко можно ожидать оригинальных решений. Но при этом «регулятивные» мотивы часто оказывают влияние и на бизнес — так, например, множество проектов по приведению систем в соответствие с «Законом о персональных данных», хочется надеяться, сделали банковские системы хоть сколько-то более защищенными.

В 2012 году одним из катализаторов выступил «Базель», который, возможно, наконец заставит банки перейти от Excel к промышленным система управления рисками. И такие проекты уже начались — например, в Сбербанке, который внедряет интегрированную систему управления рисками SAS Risk Management for Banking, нацелившись сразу на соответствие Базелю II. Проект только стартовал, поэтому о его результатах пока говорить рано, достаточно лишь сказать, что, по условиям конкурса, совокупная стоимость системы составит более 150 млн рублей.

С другим типом аналитики — управленческой отчетностью — банки более знакомы. В 2012 году наиболее интересным в этой сфере можно назвать проект в группе «Лайф», позволяющий считать эффективность работы не только каждого из разнородных банков группы, но и каждого отделения и даже менеджера в ней (см. «Бизнес-аналитика: старые проблемы и новые модели»). Похожий проект, в котором, однако, вместо выставления косвенных счетов используется подход аллокации затрат, ведется в группе ВТБ. Несколько иная отчетность — по кредитным рискам — реализована в Алтайэнергобанке.

Внедрение систем для создания продуктов и услуг часто трудно отделить от проектов по обеспечению лучшего сервиса. Причем к этому ряду можно отнести системы очень разных классов. К примеру, внедрение АБС явно влияет как на скорость создания продуктов, так и на скорость и доступность обслуживания. К числу наиболее громких проектов 2012 года можно отнести реинкарнацию проекта внедрения индийской системы Infosys Finacle в группе «Уралсиб». Иностранных АБС в России немного, и считается, что нужны они именно крупным банкам, поэтому «первопроходцы» всегда интересны. К сожалению, новый CIO «Уралсиба», Алексей Широких, перешедший туда из Газпромбанка как раз под этот проект, пока о результатах не рассказывает. Но его доклады об IT-архитектуре, с одной стороны, показывают, что это одна из самых актуальных для банка тем сейчас, а с другой — позволяют надеяться, что такое знание вопроса все-таки позволит на сей раз дать успешный ход проекту, который был приостановлен еще в 2008 году. А вот Бинбанк, напротив, решил отдать приоритет российской системе «ЦФТ Банк» вместо внедренной ранее индийской Banks. Трудно нашим работать с иным менталитетом. Что характерно, оба проекта служат целям повышения устойчивости и гибкости бизнеса.

Опять же, в целях гибкости и более быстрого вывода продуктов на рынок, учитывая, что АБС становятся компонентными, все большее количество банков внедряют шину передачи данных (ESB) — это позволяет интегрировать различные системы между собой гораздо быстрее. Примером может служить проект внедрения ESB в Пробизнесбанке (см. «Процессное управление не на словах»).

Вообще, для 2012 года характерно более внимательное отношение к IT-архитектуре — банки понимают, что это позволяет внедрять именно те компоненты систем, которые им нужны, и, как результат, проекты становятся более точечными и не столь масштабными. В частности, такой подход иллюстрируют проекты по внедрению компонентов системы FLEXTERA компании «Диасофт» — например, «Противодействие легализации доходов» в СМП Банке.

Проекты по улучшению сервиса, в свою очередь, бывают тесно связаны, как это ни парадоксально, с проектами по сокращению затрат. Так, одним из самых громких проектов года стало создание Сбербанком «МегаЦОДа», который повысил устойчивость систем, одновременно консолидировав разрозненную инфраструктуру. ЦОД сертифицирован по уровню Tier III и получил награду за лучший проект, в частности, поскольку обладает одним из лучших показателей энергоэффективности — 1,32. Другой интересный проект построения ЦОД, на сей раз резервного, реализует Альфа-Банк. Интересен он тем, что резервный дата-центр строится за Уралом, в 2500 км от основного, что, как и в случае с ЦОДом Центробанка, должно обеспечить катострофоустойчивость.

Качество вместе с сокращением затрат, как утверждают клиенты, способен обеспечить и аутсорсинг. Именно в 2012 году был осуществлен первый в России проект по передаче на аутсорсинг всей АБС — речь идет о совместном проекте Экспобанка и ЦФТ. Наиболее важным здесь представляется тот факт, что заказчик и исполнитель смогли найти модель взаимодействия, которая устраивала обоих, что, кстати, удалось и ФГ «Лайф» с ее подрядчиками — «Ай-Теко» и «Инфосистемы Джет» (см. «Процессное управление не на словах»).

Концепцию «знай своего клиента» (KYC), тесно связанную с «большими данными» адаптировал банк «Тинькофф Кредитные Системы», внедрив платформу для хранения и анализа сверхбольших объемов данных EMC Greenplum и реализовав на ее основе анализ данных клиентов (см. «В 2013 году мы обгоним ВТБ24»).

До сих пор речь шла о внутренних решениях банков, но нельзя упустить из виду и системы, формирующие непосредственный опыт общения клиента с банком. В этом смысле интересен, опять же, ТКС-Банк, внедривший клиентоориентированную систему Backbase, которую, к слову, готовится запустить и Сбербанк. Всерьез интерфейсами в этом году занимался и Промсвязьбанк, который запустил не только новый корпоративный веб-сайт на базе нестандартной для России платформы Fjord, но и собственное мобильное приложение.

Конечно, все проекты по созданию интерфейсов, равно как и других систем, в одной статье описать невозможно. Но подробней об очень многих интересных проектах можно причитать на сайте bosfera.ru и в приложении Best Practice.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ