Вход Регистрация
Подписка

Агенты правовой безопасности: онлайн-юрист на страже прав населения

02.08.2017

Сергей Бекренев президент Европейской Юридической Службы, ответил на вопросы Егора Гриниха, руководителя PR-консалтинга БизнесДром, о развитии рынка юридических услуг, сотрудничестве с банками и финансовыми компаниями, а также о развитии правовой грамотности населения и важности социальных проектов

Егор Гриних: Добрый день! Начнем одновременно с глобального и частного вопроса. В этом году ваша компания отмечает 10-летний юбилей. Какие главные события и изменения вы можете отметить за этот период в правовых вопросах в социальной сфере? Меняется ли отношение общества к правовым вопросам и как это влияет на рынок?

Сергей Бекренев: Для нас это первый серьезный рубеж. Для меня знаменательное событие произошло чуть больше 10 лет назад, в 2006 году. Именно тогда было принято решение приступить к реализации идеи и начать деятельность нашей компании. Наши первые маркетинговые исследования показали, что на тот момент только 18% взрослого населения России пользовались в своей жизни услугами юриста хотя бы один раз. При этом было очевидно, что остальные 82% — это не беззаботные и счастливые наши соотечественники. Эти люди просто не знали, зачем, к кому и с какими вопросами нужно обращаться. Тогда на уровне государства стали происходить поступательные шаги по увеличению проникновения юридических услуг в общество. Примерно в 2008 году стало популярно словосочетание «правовой нигилизм», который многие принялись искоренять. Подключили и более широкие инструменты — по телевидению стали показывать передачи «Час суда», «Суд идет» и т.п. В 2011 году был принят Федеральный закон № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», в котором говорилось о возможностях оказания бесплатной юридической помощи ряду категорий граждан. Вообще, начиная с 2010 года был принят ряд законов, которые непосредственно повлияли на социальные аспекты общества, и многие из них потребовали юридических консультаций.

Егор Гриних: Вы сказали, что 10 лет назад 18% населения пользовались юридическими услугами. Можно ли примерно оценить, насколько изменился этот уровень? Какова эта доля сейчас?

Сергей Бекренев: Да, у нас есть актуальные данные. В прошлом году был запущен большой федеральный проект совместно с «Деловой Россией», Фондом развития моногородов и Плехановским университетом — Всероссийский правовой диктант. Его основная цель как раз — выявить все проблемы, которые существуют в обществе, и замерить уровень правовой грамотности. Дать людям возможность получить оценку своих знаний в правовой сфере, в том числе сегментированно, по топовым отраслям или областям жизни человека. Идея правового диктанта — привлечь внимание общества к доступности правовой грамотности. На сегодняшний день проведено два этапа Всероссийского правового диктанта. Они охватили более 30 регионов. Наша цель — полностью заполнить всю карту России. На сегодняшний день участие во Всероссийском правовом диктанте приняли больше 10 тыс. граждан. Мы наблюдаем, что в сравнении с картиной 10-летней давности уровень проникновения правовой грамотности увеличился, почти 27% граждан хоть бы один раз в своей жизни обращалось к юристам за той или иной помощью.

Егор Гриних: Какие задачи видит перед собой компания и какие цели ставит в перспективе ближайших двух-трех лет? Какие можно выделить ключевые моменты?

Сергей Бекренев: Мы позиционируем себя на рынке как онлайн-IT юридическая компания. В ближайшие два-три года планируем реализовать несколько новых проектов и дополнить такие направления, как «Тезаурус». Это блок юридических знаний, по сути, это доступ в нашу базу знаний. У многих клиентов возникают проблемы на эмоциональном уровне, например человек боится первый раз задать вопрос. Он считает, что этот вопрос может показаться глупым, не юридическим и так далее. «Тезаурус» позволяет ввести свой вопрос, по сути, это похоже на поисковик. В 2016 году у нас вышел робот-юрист, это мощное достижение. На данный момент по шести направлениям люди могут получить информацию без участия юриста, общаясь с системой. Еще один большой проект: мы выходим на рынок офлайн, как бы это странно ни звучало. При этом мы будем продолжать популяризировать правовой рынок. У нас принято думать, что если на улице спросить у 10 человек, для чего нужен юрист, то подавляющее большинство ответит «Чтобы ходить в суд». А глобально юристы нужны как раз для того, чтобы в суд не ходить.

 

Сергей Бекренев, Европейская Юридическая Служба

 

Егор Гриних: Действительно, обычно к юристам обращаются, чтобы решить какую-то проблему и отстаивать ее в суде.

Сергей Бекренев: А к юристу надо обращаться, чтобы как раз избежать развития проблемы и похода в суд. Идя в суд, ты платишь за все деньгами и временем. Конечно, любая проблема вызывает у человека стресс. Любая неизвестность нас страшит, и «Нострадамус» был задуман и реализован для улучшения доступа населения к правовым услугам. Человек заполняет информацию о себе, получается своего рода портрет, а в ответ на запрос приходит полная картина правового поля, которое окружает каждого конкретного человека. Есть риски, на которые стоит обратить внимание, и есть возможности, которыми надо воспользоваться. Это абсолютно бесплатная функция, она доступна не только нашим клиентам, но и всем, кто пользуется нашим основным сервисом.

Егор Гриних: Ккак вы видите для своей компании взаимодействие с банками и другими финансовыми компаниями?

Сергей Бекренев: Мы понимали, что такое сотрудничество — абсолютно новая ниша. Поэтому мы сначала наладили все наши бизнес-процессы, снизили вероятность «брака» до 1%, то есть почти все клиенты остаются довольными нашими услугами. И в 2013 году мы уже осознанно вышли на рынок банкострахования. У нас существует собственная агентская сеть, которая работает по примеру страховой компании, то есть реализует наши абонементы. Также в 2013 году мы сделали три пилотных проекта в розничном сегменте, в сегменте МСБ. В 2014 году рынок стал активно реализовывать правовые продукты, а к 2015 году в России почти не осталось банков, которые не продают юридический онлайн-сервис.

Егор Гриних: Мы сейчас больше говорим о банках, чем о других финансовые компаниях. А есть ли возможность предлагать услуги через инвестиционные или страховые компании?

Сергей Бекренев: Да, конечно, можно говорить и об инвестиционных компаниях. Здесь в основном будет сегмент «прайвет», то есть лучше будет предлагать продукты более высокой ценовой категории с более широким спектром оказанных услуг. У нас, к сожалению, только 1% населения каким-то образом вовлечен в инвестиционный рынок. При этом большинство инвесторов обладают куда большими знаниями правовых основ, чем в среднем уровень по стране. Как раз сегмент «прайвет» избалован юридическим вниманием, для него не является открытием, что нужно пользоваться услугами юриста. Если говорить о страховых компаниях, тут вообще интересная история. Если говорить о рынке Западной Европы, там есть такое понимание, как адвокатская страховка. То есть если у тебя что-то случилось, тебе страховая возмещает расходы на адвокатов, как расходы на стоматологов и других врачей. В нашей стране можно пройти длинный путь до Верховного суда, и один суд скажет, что ты прав, другой заявит, что виноват, опять прав, опять виноват. В итоге последнее решение принимает Верховный суд. И не факт, что принимает в пользу правой стороны. В конце 2015-го — начале 2016 года появились продукты, в том числе и у нас, которые совместно со страховыми компаниями позволяют сегментированно возместить убытки на юридические услуги. У нас в партнерах около 10 ведущих российских страховых компаний, которые предлагают наши продукты.

Егор Гриних: Вы сказали: около 10 партнеров среди страховых компаний. А сколько у вас сейчас банков-партнеров?

Сергей Бекренев: Более 40. При этом мы уже работаем сегодня в девяти странах. Наша географическая экспансия будет продолжаться, в июне открылись представительства в Грузии и Азербайджане. Мы планируем в 2017-2018 годах расширить международное присутствие до 16-17 стран.

Егор Гриних: И везде акцент будет сделан на онлайн-обслуживание, чтобы все было удаленно?

Сергей Бекренев: Конечно. Мы понимаем, что в 90% случаев, если человек вовремя обращается за помощью, проблема не развивается. Она или сразу решается, или решается в течение какого-то времени, но не доходит до серьезных затрат. Человек купил себе абонемент и в его рамках не несет никаких дополнительных расходов. Есть какое-то количество клиентов, которые звонят слишком поздно, или это новые клиенты, и у них есть застарелая проблема. Да, в этом случае им, конечно, нужно помогать офлайн, и тогда появляются дополнительные расходы. При этом, если у клиента шансы на выигрыш составляют 5%, то мы рекомендуем зафиксировать убытки и не ввязываться в это дело, потому что шансов практически нет. Если высокий процент решения в пользу нашего клиента, конечно, мы ему дадим все пошаговые инструкции и готовы офлайн представлять его интересы.

Егор Гриних: Можно ли обозначить топ самых часто задаваемых вопросов или обращений, с которыми приходят клиенты?

Сергей Бекренев: За последние 10 лет лидировали разные тематики. Если говорить о настоящем времени, то беспокоят очень мощная закредитованность населения и вопрос банкротства физических лиц, займов, долгов и так далее. Это сегодня топ. Если говорить об областях права, то это гражданское право, социальная тематика, защита прав потребителя, жилищное право и автотематика. Больше 50% вопросов — на эти пять видов права из 24, в которых мы оказываем помощь в России. Если говорить о вопросах, то сегодня лидируют вопросы займов. Первый вопрос: как оформить заем? Мы знаем о маленьком шрифте, а маленьких буквах, что их надо читать. Читать-то умеют все, а вот понять часто бывает на самом деле трудно любому человеку. Соответственно есть вопросы, касающиеся расписок по займам (это между физическими лицами). Интересуются, какие льготы предлагаются малоимущим семьям. Один из топовых сегодня вопросов: как вернуть товар ненадлежащего качества — это всегда в топе. Этот вопрос занимает третье место, но он все время входит в топ-5. Задают вопросы, как правильно проверить начисление коммунальных платежей, пенсии. И вопросы автотематики тоже всегда в пятерке. Все, что касается взаимоотношений на дороге: ГИБДД, аварии, автостраховка.

Егор Гриних: Давайте перейдем к конкретным программам, которые вы предлагаете, в частности поддержка футбольных болельщиков. Сейчас это актуально, потому что у нас недавно прошел Кубок конфедераций. Расскажите подробнее об этой программе.

Сергей Бекренев: Это очень интересный социальный проект. Когда Россия получила право на проведение Чемпионата мира по футболу, я задумался о том, что стадион — это некий срез нашего глобального общества. Не только на футбольном событии, но вообще, любое спортивное мероприятие — это срез нашего общества. На стадионе присутствуют болельщики от представителей воинствующих маргиналов до респектабельных людей с детьми. Я тогда подумал о том, что тот инструмент, который мы используем, наш онлайн-сервис, мог бы быть для людей хорошим инструментом именно в защите своих прав, потому что часто в толпе человек начинает себя вести неадекватно и делает ошибки, которые в нормальной жизни он бы не совершил. Все побежали — и я побежал и так далее. А угрозы, с точки зрения закона, за противоправные действия — реальные. Мы начинали оказывать юридическую поддержку болельщикам в отдельных городах, а сейчас и в других странах поддерживаем их. В минувшем сезоне более 30 000 человек воспользовалось нашим сервисом. Это большая победа, и наш проект, кстати, в 2015 году стал лучшим социальным проектом в России в области спорта. Чемпионат мира – 2018 — это новый вызов для нас и совершенствование нашего проекта, который мы успешно реализовали в ходе прошедшего Кубка конфедераций. Это обслуживание не только российских болельщиков, но и болельщиков из других стран.

Егор Гриних: А в какие-то других видах спорта, помимо футбола, вы видите перспективы развития этих услуг?

Сергей Бекренев: Конечно. Хоккей в этом смысле не уступает футболу, и мы являемся партнерами хоккейного «Спартака». У нас есть договора с несколькими федерациями по единоборствам. Это очень важно, в том числе и для спортсменов. Из последнего мы начали стратегическое сотрудничество с Российской шахматной федерацией. Казалось бы, где тут воинствующие фанаты? Но на самом деле мы не защищаем хулиганов, здесь же не в этом фишка. Наша задача — предотвратить нарушение закона, предотвратить нарушение прав человека на спортивном мероприятии, такое тоже часто раньше случалось. Были случаи, когда людей по нескольку часов держали на стадионах, когда туалетные комнаты были закрыты. Но это неправильно, в мире так не делается, после этого только возрастает агрессия.

Егор Гриних: В заключение затронем еще один социальный проект компании — серию видеороликов. Расскажите подробнее, какие темы были затронуты в этих видео, какой был отклик от рынка, от клиентов?

Сергей Бекренев: Вопрос интересный. Тут дело не только в роликах. Сам контент, который передает ту или иную информацию, может быть различным. Мне повезло — некоторое время назад я стал инвестором, совладельцем компании «Смыслотека». Запатентованная формула, которая позволяет сегодня посредством мобильного приложения любому человеку вообще без подготовки, без знания режиссуры и монтажа за несколько минут создать анимационный ролик. Появилась идея визуализировать какое-то количество клиентских кейсов. Мы визуализировали 149 случаев, которые происходят с нашими клиентами более тысячи раз. Например, вашу машину увез эвакуатор или ваш рейс отменили. Это такие ролики, когда даже юристу звонить не надо, там дан четкий пошаговый алгоритм, как и что делать в данном случае. Активные люди делятся этими роликами в соцсетях, потому что у нас есть возможность прямо с мобильного приложения опубликовать этот ролик в Facebook, ВКонтакте, и это интересно людям. Как маркетинговый инструмент это тоже очень мощно работает, но здесь и польза, и выгода одновременно. Потенциальным клиентам партнерской сети, и банкам, и нам. То есть такой win-win, который реально работает.



02.08.2017
Эта статья была разослана 1388 on-line подписчикам bosfera.ru
Материалы альянса финансовых медиа:
Разговоры финансистов

АДРЕСА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
Перейти в Раздел
Вверх