Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Андрей Шаров (Сбербанк): Мы, наконец, двинулись в XXI век
15.07.2014 Интервью

Андрей Шаров (Сбербанк): Мы, наконец, двинулись в XXI век

Сбербанк не только считает приоритетными клиентами представителей малого бизнеса, способных расти и развиваться, но и ставит целью создать новую формацию бизнесменов поколения Y, рассказал «Б.О» Андрей Шаров, вице-президент — начальник управления развития малого бизнеса Сбербанка


— Какова статистика за I квартал, какая динамика год к году, какая доля рынка в сегменте «малый бизнес» сейчас у Сбербанка? Каковы ориентиры по году?

— Если говорить о статистике, то мы приросли в клиентской базе, а также в доле рынка — на 2,5%. Замедления кредитования, снижения прироста мы не видим. Ориентиры по году: мы должны прирасти и в клиентах, и в доле рынка.

— Не совсем понятно, почему ориентиры — тайна?

— Однажды Людовик XIV спросил кардинала Ришелье, почему его слова всегда сбываются. Ришелье ответил: «Ваше Величество говорит: я сделаю, а я говорю: я сделал». Это очень верное правило для банкира и бизнесмена.

Конвейер или фабрика

— Вы предлагаете кредиты до 5 млн рублей под 18,5%. Насколько конкурентна эта ставка?

— Ставки у нас рыночные, это самое главное. И надо иметь в виду, что предприниматели, которые берут кредит «Доверие», в качестве альтернативы рассматривают потребкредиты.

Также мы поощряем лояльных клиентов, тех, кто ранее воспользовался кредитом в 1 млн рублей сроком на один год, имеет хорошую кредитную историю и чей кредит погашен не менее чем шесть месяцев назад. Лояльный клиент должен выиграть, сохранить деньги в своем кошельке.

— Почему не во всех сегментах есть кредитный конвейер?

— Законом о малом бизнесе установлена сегментация бизнеса: микро — до 15 млн, малый — до 60 млн и средний — 1 млрд руб. Это не просто цифры, за ними стоит разное поведение таких компаний, спрос на банковские продукты, практика управления. В компаниях микробизнеса, как правило, собственник и управленец — одно лицо, он не различает личный счет и счет компании, идет взаимное перекредитовывание.

После 150 миллионов — это, как правило, группа компаний. Анализ таких бизнесов — совсем иной процесс и совсем разные риски. Требованиями Базельского комитета предусматриваются разные технологии для разных сегментов и разные профили риска.

Для микробизнеса в Сбербанке действует кредитная фабрика, где кредиты пекутся, как горячие пирожки, — один кредит в минуту. А для малого бизнеса есть кредитный конвейер с участием андеррайтера, который оценивает риски. Такой подход нам позволяет формировать хороший портфель, не затягивая сроки выдачи кредитов.

Лекало для всех

— Во многих регионах к моменту, когда Сбербанк стал всерьез интересоваться этой нишей, уже сформировалось предложение от частных конкурирующих банков — пусть дороже, но гибкое, с выстроенными маркетинговыми акциями. В каких регионах ваш бизнес серьезно растет? За счет чего конкурируете?

— От других, в том числе региональных, банков мы отличаемся тем, что мы — банк, работающий, по сути, как фабрика, производящая готовые платья. Под лекало плюс-минус подходят многие. Региональные банки подходят к кредитованию, как итальянский портной: где-то заузит, где-то расширит, и это клиенту очень нравится. Но региональные банки не могут обеспечить сопоставимый со Сбербанком объем кредитов и качество портфеля.

Большой банк так работать, к сожалению, не сможет. У нас обслуживаются более миллиона клиентов микробизнеса или малого бизнеса. При этом мы, конечно, стремимся в обслуживании учитывать индивидуальность клиента. Такие возможности есть.

— В каких случаях вы, выражаясь портновским языком, строите собственные лекала?

— По малому бизнесу есть разные виды нестандартных кредитов, которые учитываются при принятии решения: нестандартные залоги, определенный график погашения долга, отсрочки.

— Насколько Сбербанк развивает залоговое кредитование в сегменте МБ под более низкий процент?

— Для нас это очень важный сектор, который формирует две трети портфеля. Нам это интересно, потому что уровень просрочки — ниже, а качество портфеля здесь значительно выше.

В основном развивающиеся компании имеют твердые залоги: недвижимость, землю. Они потом становятся крупными и средними компаниями, потому нам очень интересы. У нас есть для них разные виды продуктов: «Бизнес-Недвижимость», «Бизнес-Рента», «Бизнес-Проект», который позволяет получать кредит под еще не созданный актив: построить торговый центр, магазин, склад. Если у клиента уже есть проект, действующий бизнес, и он арендатор, тогда ему подходит продукт «Бизнес-Рента».

Кредит с гарантией

— Какие ставки сейчас на рынке? Почему наблюдается тенденция роста ставок, в том числе — в госбанках?

— Тенденции роста на рынке по ставкам связаны с тем, что стоимость привлекаемых денег дорожает, а не с тем, что банкиры решили в кризис заработать побольше. Стоимость фондирования растет у всех банков.

— В связи с ухудшающейся экономической ситуацией, что предпринимает Сбербанк и рынок в целом, чтобы снизить риски невозврата? Каковы сейчас невозвраты в сегменте, прогнозы по году?

— Как снизить риски невозврата? Первое — это активизация работы с гарантийными фондами. Их в стране создано более 70. Они предоставляют обеспечение под кредит предпринимателям. Сбербанк — лидер в работе с такими фондами, за несколько лет выдано кредитов на 25 млрд рублей. Это порядка двух тыс. кредитов, которые иначе бы бизнесмены никогда не получили.

— Как меняет ситуацию на рынке появление госагентства кредитных гарантий и прочие меры господдержки?

— Мы возлагаем на агентство большие надежды. Мы смотрели планы, в текущем году агентство должно прогарантировать кредитов на 120 млрд рублей, в следующем году — 250 млрд, затем плановая цифра — 350 млрд. Это прямые гарантии, что для нас и наших клиентов суперинтересно. Мы надеемся, что они будут первой категории надежности и нам не надо будет под эти кредиты формировать резервы. Знаем, что агентство будет докапитализировать и давать контргарантии региональным фондам, что сделает менее рискованным кредитование малого бизнеса в регионах.

 

Андрей Шаров, вице-президент — начальник управления развития малого бизнеса Сбербанка
Андрей Шаров, вице-президент — начальник управления развития малого бизнеса Сбербанка

 

Бизнес на вырост

— Вы внесли инициативу открытия счетов предприятий без личной явки, а дальше — даже регистрацию юрлиц через банк. Зачем банкам заниматься несвойственными им функциями, такими как посредничество между физлицом и ФНС?

— Сейчас в стране работают 5,6 млн юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Планируется, что к 2020 году их будет 7,7 млн. Но до 2020 года из существующих сейчас доживет в лучшем случае две трети. Соответственно, надо стимулировать создание нескольких миллионов компаний.

Волна предпринимателей, начавших бизнес в 90-е годы, состарилась. Они передают дела своим детям, которые этим бизнесом часто заниматься не хотят. Значит, надо стимулировать приход новых бизнесменов — поколения Y. Это люди, живущие в Интернете: там они общаются, заказывают билеты на самолет, в театр, бронируют отель и так далее. Мы понимаем: если мы не предоставим молодому поколению удобных цифровых безбумажных сервисов, они не пойдут в бизнес, а значит — и в банк.

— То есть вы ставите перед собой задачу выращивать бизнес нового поколения?

— Начиная бизнес, надо пройти обучение. Мы хотим обучать до 100 тыс. человек в год — совместно с партнерами и нашей дочерней компанией «Деловая среда». Обученный клиент существенно снижает нам риски. Статистика «Опоры России» говорит: недостаточная квалификация — основная причина закрытия бизнеса.

Далее обученный клиент, естественно, делает бизнес-план, и ему надо зарегистрировать компанию. Эта регистрация должна также проходить удаленно — при условии наличия у него электронной цифровой подписи: так, чтобы было достаточно просто прикрепить документы в электронном виде и отправить.

И открытие расчетного счета тоже должно быть удаленным с ЭЦП. И третий этап — получение беззалогового кредита — также необходимо сделать удаленным.

— Вы ориентируетесь на международную практику?

— Да, на Западе такая же практика. Недавно мы знакомились с работой испанских банков — там до 50% кредитных продуктов продается онлайн, и ставится задача продавать 70–80%.

— Что делается у нас в этом направлении?

— Первые шаги на этом пути российский Центробанк уже делает. Из новой инструкции 28-И исключена обязанность предоставления карточек с образцами подписей и оттисков печати при открытии счета. Мы, наконец, двинулись в XXI век.

При открытии расчетного счета банку стало возможно формировать электронный архив — инструкция это уже позволяет. Все это уже сейчас экономит время и деньги нам и нашим клиентам.

Работа с гарантией

— Сбербанк недавно объявил, что начал выдачу субъектам малого бизнеса тендерных гарантий и гарантий обеспечения обязательств по госконтрактам. Насколько это востребовано?

Региональные банки подходят к кредитованию, как итальянский портной: где-то заузит, где-то расширит, и это клиенту очень нравится

— В период кризиса самый надежный заемщик — тот, кто имеет гарантированный сбыт. То есть компании, являющиеся поставщиками по муниципальному и государственному заказу.

Мы вышли на этот рынок для участия в госзаказе: за три дня предоставляем экспресс-гарантию для малого бизнеса на сумму до 4 млн рублей. В пределах этой суммы находится до 80% рынка госзаказа.

— То есть это выгодный качественный продукт, а не политическая миссия?

— Это рынок в несколько триллионов рублей, и уровень дефолта здесь значительно ниже, чем по другим продуктам. За первую неделю выданы уже десятки гарантий: и на участие в конкурсе, и на исполнение обязательств.

— Вы внедряете специальное мобильное предложение для малого бизнеса. Насколько малые предприниматели, особенно в регионах, в нем заинтересованы?

— Это требование клиентов. Число пользователей мобильных устройств, по данным экспертов, выросло в три раза. В удаленный канал в Сбербанке ушло до 91% предпринимателей.

Самозанятых — в клиенты

— Какие законопроекты и регулятивные документы необходимы рынку? В какой стадии разработки они находятся? Принятия каких законов и инструкций вы ожидаете до конца года?

— Как я говорил ранее, разрабатываются поправки в законы, связанные с дистанционным открытием банковского счета: в 115 ФЗ, в закон «О банках и банковской деятельности». Также необходимы поправки относительно возможности обмена документами банков с госорганами, например — с ФНС, Росреестром. Это позволит не запрашивать у клиента, например, свидетельство о постановке на учет в ФНС. Есть госресурс, куда можно обратиться в режиме реального времени.

Сегодня в государственных учреждениях не запрашивают документы, которые есть в другом учреждении. То же должно произойти в банковской сфере. Есть инициатива ввести такие же запреты для банков и страховых компаний — конечно, с отложенным периодом, чтобы можно было отладить IT-системы.

Также важным мы считаем законопроект, который введет патент для самозанятых. Это теневой сектор в 20 млн человек, многие из которых по факту занимаются малым бизнесом, но не платят страховые взносы. Появление закона позволит сделать их банковскими клиентами.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ