Вход Регистрация
Подписка

Банк Хоум Кредит обещает революцию

19.07.2017

В июле текущего года Банк Хоум Кредит запустил онлайн-площадку по оформлению приобретения товаров и услуг в рассрочку. Банк планирует увеличить свою сферу влияния на POS-рынке, оцениваемого в 2 трлн рублей. Такие планы были озвучены на встрече руководителей Банка Хоум Кредит с журналистами, которая прошла 19 июля 2017 года в Москве

Согласно внутренним исследованиям банка, средние характеристики клиентов меняются. Растет доля заемщиков с высшим образованием и средним достатком. Так, в 2010 году, число таких клиентов составляло 25%, а в 2016 году выросло до 36%. Также банковские аналитики «нарисовали» портрет он-лайн покупателей. 52% составляют мужчины, более половины — в возрасте 25–44 года (или 36 лет в среднем), 60% могут позволить себе покупку дорогих вещей, 36% имеют достаточно денег на еду и одежду, 55% — жители городов-миллионников.

 

Александр Антоненко, Юрий Андресов и Артем Алешкин (Банк Хоум Кредит)

 

При этом POS-кредиты, по данным банка, не относятся к категории высокорискованных. Так, наибольшая просрочка, которая фиксировалась в 2014 году — 11,6% — постепенно снижалась, и на текущий момент составляет 4%. Рынок POS находится в выигрышном положении по сравнению с другими видами необеспеченного кредитования. Портфели POS-кредитов и их доля растут со второй половины 2016 года. Сейчас эти показатели стабильны и составляют в БХК 3,7% в мае 2017 (плюс 17,3% к аналогичному показателю прошлого года). Для сравнения еще в январе 2017 года доля POS-кредитов была ниже прошлогодних показателей на 12,5%.

Кроме того, банк проводил целевые опросы, результаты которых свидетельствуют: 37,5% клиентов совершают покупки в интернете. В целом, это совпадает с результатом исследования «Левада-центра». Отмечается и совокупный всероссийский рост онлайн-продаж — плюс 23% в 2016 году.

Все эти данные позволили сделать вывод: россияне оценили преимущества покупок, не выходя из дома, им нравится приобретать товары в рассрочку, если банк предлагает подобный сервис, почему бы им не воспользоваться.

 

Юрий Андресов (Банк Хоум Кредит)

 

Председатель правления «Хоум Кредита» Юрий Андресов подчеркнул, что банк акцентируется именно на рассрочке: «Это не классический кредит. Если товар стоит 10 тыс. рублей, то, например, при оформлении продукта «0-0-10» человек будет платить по тысяче рублей в течение 10 месяцев». Он также отметил, что как ни парадоксально, но самым слабым звеном в сегменте POS-кредитования для банка была Москва: «Наши продажи в регионах имели высокие показатели, столица проседала, видимо, москвичи чувствовали себя более стабильно в финансовом смысле, им не было нужды покупать бытовую технику и гаджеты среднего уровня в кредит. Но ситуация меняется. Сегодня, например, каждый третий телефон марки Apple покупается в рассрочку. Мы считаем, что возможность приобрести товар в интернете, на заемные средства, практически моментально добавит нам новых клиентов. Из нового — мы запустили продажу услуг в рассрочку, в частности, абонементов в фитнесс-клубы».

Пример такой покупки Андресов продемонстрировал присутствующим журналистам. Система идентифицировала его по номеру телефона, и оформление заняло считанные минуты. Но это для «домашнего» клиента. Как быть, если заемщик впервые обращается в Банк Хоум Кредит?

Зампредправления банка Артем Алешкин сообщил, что при вынесении решения банк используется самые передовые разработки финтеха: «В модели скоринга у нас присутствуют как классические параметры, типа данных из БКИ, так и психоэмоциональный портрет клиента. Например, машина по поведению человека на сайте может определить его настроение, состояние и т.д. Ну и конечно мы работаем с Big Data, данными социальных сетей, данными поисковиков».

Алешкин добавил, что хороший результат получился от участия в пилотном партнерстве с Пенсионным фондом России (ПФР). Напомним, что банк при условии согласия клиента может получить выписку из ПФР, где видны реальные работодатели и истинный доход: «Не нужны никакие дополнительные справки. Это удобно, это отсекает фальсификацию. Правда, пока имеются определенные нюансы — выписка актуальна не на сию минуту, а опаздывает на два месяца. И пока получить ее, оформляя онлайн-кредит невозможно, но это дело ближайшего будущего». Также Алешкин сказал, что банк не планирует использовать данные о транзакциях клиентов в сторонних банках (это тоже действенный инструмент для оценки финансовой дисциплины), но в текущих планах обмен информацией с налоговыми органами и службой судебных приставов.

Термин финтех, который сегодня стали произносить с оттенком иронии, на самом деле — это простота и удобство для клиента. И со всем этим люди сталкиваются если не каждый день, то весьма часто. Согласно исследованию PricewaterhouseCoopers (PWC), операции с использованием финансовых технологий распределяются в следующих пропорциях: 84% приходится на платежи, 68% на переводы, 60% — личные финансы, 58% — кредитование, 49% — депозиты и сберегательные счета, 38% — страхование, 38% — управление капиталом. Также PWC просчитал, что основные пункты, на которые клиенты обращает внимание и что является особенно важным в банковском обслуживании – это простота, скорость и доступность 24/7. «Банки, которые готовы предоставить необходимый сервис и будут востребованы пользователями», — уверен зампредправления банка Александр Антоненко. Между тем, доля пользователей онлайн-сервисов в кредитном портфеле банка – более 35%.

Топ-менеджмент «Хоум Кредита» не назвал точных цифр, во сколько им обходится весь этот финтех и модернизированный скоринг. «Мы инвестируем много, но цели того стоят. Продажи растут, число клиентов тоже, просрочка уменьшается, а это наш главный показатель», — пояснил Андресов. По его мнению, несмотря на тотальное увлечение онлайном, говорить о закате классической банковской модели, подразумевающей наличие офиса и улыбчивых сотрудников, пока рано: «Да, мы незначительно сократили число офисов, содержание которых себя не оправдывало, но это нормально, это бизнес. Сегодня у нас оптимальное число представительств. Есть вопросы, которые машина решить не может, необходимо человеческое общение. И почти 60% клиентов ходят ногами в Банк, им нужно видеть, что с ними работают не роботы, а живые люди. Что касается банковских профессий, то понятно — сегодня наиболее востребованы представители IT-специальностей, крутых специалистов вообще можно по пальцам пересчитать».



19.07.2017
Эта статья была разослана 1437 on-line подписчикам bosfera.ru
Материалы альянса финансовых медиа:
Разговоры финансистов

Вверх