Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Экономические циклы, развитие технологий, доступность информации, смена поколений дают толчок изменению поведения клиентов, в том числе в банковской отрасли
Многие банки уже используют тренды и форматируют свой бизнес так, чтобы первыми получить конкурентные преимущества:
Что общего в этих примерах? Все просто — банк предлагает уникальный клиентский опыт. И это поднимает главный вопрос — каким станет банк в будущем? Будет ли он управлять балансом и рисками, как прежде, или сфокусируется на управлении опытом взаимодействия с деньгами? Компании-инноваторы говорят о том, что путь к приобретению хороших финансовых привычек, а значит к улучшению опыта – это повседневные платежи.
Что конкретно изменилось в поведении потребителей?
Все основные изменения можно условно разделить на 4 группы:
Исследование Accenture говорит о том, что 81% клиентов не перейдут в другой банк, если закроется их отделение, а просто переведутся в другое. Это сигнал о том, что роль отделения как движущей силы в выборе банка снижается, а роль возможностей, которые клиенту дают технологии, растет. Так, 52% клиентов хотели бы видеть интерактивные экраны в отделениях. Теперь удобство в банкинге измеряется не расстоянием до него или графиком работы, а приложениями.
Клиенты хотят большего, чем просто транзакционные отношения с банком. Согласно исследованиям, так считают 79% потребителей. 52% клиентов банков ждут проактивности в рекомендациях продуктов.
Хорошая новость — 86% клиентов доверяют банку больше, чем остальным организациям (провайдерам платежей, социальным сетям) в вопросе управления личными данными. Это преимущество можно усилить, предложив своим клиентам релевантные сервисы —например, защиту данных, хранение паролей и т.д.
В 2015 году миллениалов стало больше, чем представителей предыдущего поколения. И теперь они — движущая сила банкинга. Учитывая их вклад в потребление товаров и услуг (объем средств и каналы, которые они используют для финансовых операций), именно они трансформируют финансовые услуги.
Исследования говорят, что люди Поколения Y в среднем меняют банк в два раза чаще остальных. Приток клиентов из этой группы испытывают и кредитные союзы, и микрофинансовые организации.
Миллениалов привлекают:
Движение рынка в сторону диджитала ускоряется. Клиент хочет более частых качественных взаимодействий с банком. Для сравнения, через отделение с клиентом взаимодействуют 1–2 раза, по телефону — 5–10 раз в год. В то же время, через АТМ — 3–5 раз, ПК — 7–10 раз, через мобильный канал — 20–30 раз в месяц.
Несмотря на это, отделения остаются важным каналом взаимодействия с клиентом из-за законодательных ограничений, доверия к личному общению и низкого уровня использования мобильного интернета. Поэтому, вопреки развитию дистанционных каналов обслуживания, целый ряд услуг банки по-прежнему оказывают в офисе.
Неслучайно мировые аналитики акцентируют внимание на инновациях сферы банкинга. Отношение к деньгам и предпочтения покупателей претерпевают значительные и даже неизбежные изменения, поэтому банки вынуждены в корне менять стратегию взаимодействия с потребителем.
На какие тренды, помимо поведения потребителей, нужно ориентироваться банкам, чтобы выиграть битву за клиентов?
Первым подобным мейнстримом является процесс демократизации денег. Они становятся ближе к потребителю. Мобильные технологии и электронная коммерция снимают барьеры в доступе к банковским услугам и необходимости открывать банковский счет. Благодаря этому более 2 млрд людей в мире начнут повсеместно использовать «продвинутую» систему торговли, онлайн-хранилища денег и электронные платежи.
Во-вторых, важно понимать степень влияния цифровых технологий на клиента. В ближайшем будущем потребитель станет сам инициировать изменения, будет доступен всегда и везде, его влиянию подвергнутся монополии, контролирующие денежные потоки и торговлю.
В-третьих, суть работы и рабочего места изменяется под влиянием глобальности и новых технологий: трудовые ресурсы становятся гибкими и глобальными, а бизнес и специалисты перемещаются в «облако». Экономика «совместного пользования» и возможность заработка онлайн превращает потребителей в бизнесменов особого типа, а рабочие и жизненные паттерны создают массу новых способов потребления.
Одним из трендов, все больше влияющих на банковскую сферу, стало изменение характера повседневного стиля жизни и торговли. Онлайн-коммерция превзошла традиционную по популярности и скорости развития, а мобильность и социальные медиа привели к демократизации торговли и потребления. В условиях практически одинаковых потребностей и продуктов решающую роль для покупателя стали играть отличия в способах покупки (подписка, аренда, микроплатежи, оплата за пользование, групповое пользование и т. д.), а также клиентский опыт.
Развитие технологий приведет к тому, что искусственный интеллект будет справляться с управлением рисками, консалтингом и управлением опытом лучше и эффективней человека. Уже сегодня советы стали давать приложения, а не люди; ценообразование стало зависеть от контекста; управление клиентским опытом перешло в режим 24/7/365.
Наиболее ярко трансформация проявится в розничном банкинге и кредитовании
Розничный банкинг изменится благодаря расширению использования онлайн-каналов и более узкой специализации:
Кредитование станет менее традиционным:
Big Data станет корнем любого бизнеса:
Основу банковских услуг нового поколения сформируют две стороны – клиент и банк: с одной стороны, желание банков минимизировать затраты на привлечение клиентов. С другой стороны, потребитель подтолкнет банки интегрировать услуги в повседневные ситуации, а не продукты. Это и станет частью ценности предложения банка. Другой составляющей станет индивидуальное ценообразование, советы, скорость, удобство и безопасность. Отсутствие необходимости физического участия клиента компенсируется вовлечением через приложения и опыт в реальном времени.
Тогда как изменился ежедневный опыт потребления банковских продуктов?
Трансформация может быть болезненна для банков. Подготовиться к ней и пройти просто и сложно одновременно
Главная задача — реорганизация деятельности вокруг клиентского опыта:
Настойчивость во внедрении изменений — что это?
Изменение культуры и людей:
Фокус на клиентском опыте, а не на продуктах, способность стать для клиента настоящим партнером, лучше других знающих о его потребностях, — вот новая форма настоящего банкинга будущего.
Реклама
2024 год многие называют временем вкладчика из-за сохраняющихся привлекательных условий по депозитам благодаря высокой ключевой ставке ЦБ РФ. В чем именно хранить свои сбережения и как правильно рассчитать доходность, стоит ли опираться только на рублевые инструменты и есть ли альтернатива в иностранной валюте, «Б.О» рассказал начальник управления по работе с состоятельными клиентами «Привилегии ВТБ» Дмитрий Кобяков
Много говорилось о том, как использование микросервисных решений для банков увеличивает производительность, ускоряет вывод новых бизнес-продуктов на рынок и помогает банкам стать по-настоящему цифровыми. В сложившихся реалиях ЦБ уделяет повышенное внимание стабильности критической инфраструктуры, к которой относится и банковская. Поэтому возникает серьезный вопрос: как поведут себя «модные» микросервисы в случае серьезных сбоев? Сможет ли банк сохранить требуемую регулятором непрерывность предоставления услуг?
Согласно результатам исследования, опубликованным изданием Recycle, среди опрошенных предпринимателей, занимающихся экологичными проектами, только 13% пробовали применять данный инструмент для целей предприятия