Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • БАНКОВСКОЕ СТРАХОВАНИЕ: синергия — это рост на 80%
01.04.2008

БАНКОВСКОЕ СТРАХОВАНИЕ: синергия — это рост на 80%

Сегмент банкострахования растет гораздо быстрее — в полтора-два раза — банковского и страхового секторов по отдельности. Это не случайность, а проявление эффекта синергии: кредитный бум был бы невозможен без эффективной защиты от рисков, а страховщики не смогли бы так нарастить свои портфели без сотрудничества с банками.


По оценкам «Эксперт РА», объем рынка банкострахования в 2007 году превысил 70 млрд рублей, увеличившись за год на 75–80%. Основной драйвер роста, как и прежде, — развитие банковского розничного кредитования, но теперь уже не только автокредитования, но и ипотеки.

Совокупные взносы по банкострахованию 18 компаний — участников исследования, проведенного «Эксперт РА», в 2007 году составили 58 млрд рублей. Таким образом, весь рынок банкострахования, по нашим оценкам, может превышать 70 млрд рублей. Годом ранее мы оценивали объемы рынка примерно в 30–35 млрд рублей, однако, сегодня у нас есть основания пересмотреть прошлогодние оценки в сторону повышения, до 40 млрд рублей. Выборка нового исследования включает больше компаний, и мы смогли более точно оценить данные в динамике. В прошлом году объем премий по банкострахованию (включая и розницу, и корпоративные программы) вырос на 75–80%.

Банкострахование как канал продаж вносит ощутимый вклад в привлечение клиентов: по нашим оценкам, в 2007 году на него приходилось порядка 17% всех поступлений в страховые компании по добровольным видам страхования (в 2006 году около 9%). Помимо этого он играет важную роль в повышении уровня финансовой грамотности населения. Страхование при кредитовании, являясь по сути «вмененным» продуктом, дает возможность оценить эффективность данного вида защиты имущественных и иных рисков. Кроме того, предоставление комплекса финансовых услуг, связанных между собой, меняет менталитет потребителя.

(Нажмите на рисунок чтобы увеличить)

Сила ритейла

Основной причиной столь бурного развития банкострахования является в первую очередь рост рынка розничного кредитования. Банковский ритейл, даже несмотря на некоторое «охлаждение» во второй половине 2007 года, последовавшее в связи с кризисом ликвидности и ужесточением регулирования, продолжает оставаться основным стимулом развития банкострахования. Если оценить структуру премий, собранных страховщиками по bancassurance, на долю розничного страхования приходится порядка 76% взносов, причем наибольший вклад вносит страхование при выдаче автокредитов (около 77% от розничного портфеля).

Традиционные лидеры рынка — Росгосстрах (за счет сильных позиций в ряде регионов и работы с небольшими банками), ВСК (широкий охват, рекордное количество банков-партнеров и активная позиция), Ингосстрах (большая история работы и опыт), РЕСО-Гарантия (значительный объем автострахования при кредитных программах).

Преобладание в розничном портфеле автострахования вполне объяснимо: на российском рынке в последние годы наблюдается настоящий бум продаж автомобилей, в котором далеко не последнюю роль играют автокредиты. По мнению участников рынка, автокредитование сохранит свой статус локомотива розничного банкострахования и в 2008 году. С точки зрения качества портфеля этот вид страхования отличается высокой убыточностью, поэтому страховщики для повышения уровня диверсификации заинтересованы в развитии и других видов (прежде всего ипотечного страхования). Бесспорно, объемы по страхованию ипотечных сделок и жизни и здоровья заемщиков потребительских кредитов (включая держателей кредитных карт) растут, однако в ближайшее время это не приведет к существенному изменению структуры ритейла и связанного с ним страхования.

Основные тенденции розничного банкострахования заключаются, с одной стороны, в стабильном увеличении объемов и числа заключенных договоров, а с другой стороны, в активной конкуренции между страховщиками за клиентов банков. Это приводит как к некоторому снижению тарифов, так и к улучшению качества обслуживания клиентов, оптимизации бизнес-процессов, повышению технологичности банкострахования в целом. В выигрыше оказываются все участники рынка: банк покрывает страховой защитой часть своих рисков, возникающих при кредитовании, и тем самым снижает размеры резервирования по ссудам; страховая компания наращивает объемы бизнеса; и при этом защищаются интересы заемщика — клиента банка.

На фоне активного развития розничного банкострахования объемы премий, полученных по корпоративному страхованию, и тем более по страхованию собственно банковских рисков, невелики: порядка 18% и 6% соответственно. Изменить ситуацию в пользу страхования юридических лиц может развитие кредитования малого и среднего бизнеса, чему сегодня уделяют внимание практически все универсальные банки. Однако в ближайшее время значительные структурные сдвиги в банкостраховании вряд ли произойдут: объемы розничного страхования растут интенсивнее корпоративного направления. По нашим оценкам, темпы прироста объемов страхования юридических лиц (всего, включая банкострахование) в 2007 году составили около 10%, а по розничному страхованию — 32,5%.

Страхование рисков банков остается по-прежнему маловостребованным. Наиболее распространенными видами, по данным компаний — участников исследования, являются добровольное медицинское страхование сотрудников банков (63,4% во взносах), страхование автопарка банков (14,1%) и недвижимости (10,6%). Более сложные страховые продукты с широким страховым покрытием в России практически не развиты. Например, доля комплексного страхования банковских рисков (полис ВВВ) во взносах по страхованию рисков банков в 2007 году составила всего 5%, причем не все страховщики в состоянии предложить сформированный продукт данного типа. Ведь на сегодня основным мотивом страхования портфеля банковских рисков выступает не желание банков защитить свои имущественные интересы, а скорее выполнение необходимых условий для выхода на мировые финансовые рынки и улучшение имиджа в глазах иностранных инвесторов и партнеров.

Перспективы банкострахования

В 2008 году мы ожидаем не только экстенсивного, но и интенсивного развития рынка банкострахования: рост числа новых клиентов страховых компаний, привлеченных по банковскому каналу продаж, будет происходить на фоне дальнейшего развития сотрудничества, стандартизации продуктовых предложений, повышении эффективности работы с партнерами. Отдельно стоит отметить изменение ситуации на рынке в результате пристального внимания к банкострахованию Федеральной антимонопольной службы. Действия ФАС, направленные на предотвращение «сговора» между банками и страховыми компаниями, воспринимаются неоднозначно. С одной стороны, все участники рынка заявляют о желании работать в атмосфере высокого уровня транспарентности условий взаимодействия, а с другой стороны, присутствует некоторая настороженность, недопонимание предлагаемых ФАС новых «правил игры» и опасения по поводу методов борьбы с нездоровой конкуренцией. В целом, по мнению представителей страховых компаний и банков, рынок начал меняться в лучшую сторону, взаимоотношения между участниками приобретают характер действительно партнерских, диктат более крупных и сильных игроков уходит в прошлое. Этому будет способствовать четкость позиции ФАС и однозначность трактовки ее требований к участникам рынка.

 Мнение эксперта 

Илья Бойченко, руководитель управления страхования заемщиков кредитов Страхового дома ВСК

В течение последних лет доля страхования ВСК, полученная через банковские каналы продаж, неуклонно и стабильно растет.

Интересно, что в последнее время резко изменилось и отношение банков к реализации страховых продуктов через свои каналы продаж. Рост конкуренции и потеря прибыльности заставили банки искать новые способы получения дохода. Борьба за удержание и привлечение клиентов, развитие у населения страховой культуры в целом, а также появление возможности соединения банковских и страховых услуг во взаимосвязанные продукты, — все это явилось благодатной почвой для активного расширения предлагаемых услуг, реализуемых через банковские институты.

Страховой дом ВСК уже разработал ряд страховых продуктов, запуск которых запланирован на начало второго квартала текущего года. Мы понимаем, что продукт, который будет реализовываться через банковские каналы продаж, должен быть не только клиентоориентированным, но и максимально простым для понимания и оформления сотрудником банка-партнера. Именно поэтому мы разработали наиболее адаптированные страховые программы, которые отвечают всем интересам наших партнеров. Среди этих продуктов есть не только стандартные программы страхования, такие как ОСАГО, страхование от несчастных случаев, но и «коробочные» накопительные продукты, которые будут реализовываться как в качестве самостоятельных программ, так и в сочетании с банковскими услугами. Именно реализация этих страховых продуктов наиболее актуальна и выгодна для наших партнеров, так как за счет накопительных программ банки смогут получать наибольший доход, если, к примеру, сравнивать, с «коробочными» продуктами, которые оформляются на один год. Плюс это позволяет удерживать клиента на длительный срок.

Безусловно, накопительные страховые продукты еще во многом сложны для понимания большей частью населения российского рынка, но Страховой дом ВСК считает их продвижение через банки достаточно востребованным и перспективным.

Елена Боронина, директор департамента инвестиций ГСК «Югория»

Ни для кого не секрет, что основным драйвером роста страхового портфеля компаний является автострахование. Этот же вид и позволяет максимально наращивать портфель в короткие сроки. С одной стороны, это хорошо, и в основном все страховые компании усиленно развивают ритейл, и в первую очередь авто, так как никакой другой вид не позволяет так эффективно увеличивать долю на рынке и капитализацию. С другой стороны, страховщики сталкиваются при таком подходе с определенными трудностями — при увеличении доли автострахования в портфеле ухудшается технический результат по страховой деятельности. Поэтому если страховщики осознанно увеличивают долю авто в страховом портфеле, они должны знать свой запас прочности, то есть до какой доли при своей убыточности, которая иногда может быть весьма высокой, можно увеличить долю автострахования, чтобы не получить критичный технический результат по всему портфелю.

Основной рост портфеля автострахования идет за счет банковских каналов и кредитных машин. Страхование ипотечных рисков — это также банковский канал, рост ипотеки прогнозируется колоссальный, так как, несмотря на все трудности, она весьма востребована. Так как показатели, характеризующие уровни западных стран, в которых банковский и страховой сектор начали развиваться гораздо раньше, чем в России, по автокредитованию, ипотеке, потребительскому кредитованию, еще не достигнуты, то можно предположить, что доля банковского страхования, включая залоги, несчастный случай, финансовые риски, частично жизнь, в общей страховой премии будет увеличиваться еще минимум несколько лет.

Если говорить именно о накопительном страховании жизни, то представляется, что банковский канал еще рано использовать для продвижения этого вида страхования, которое требует весьма квалифицированных финансовых консультантов. Банковские специалисты по своему уровню подготовки не готовы продавать такой сложный финансовый продукт, который гораздо сложнее любого банковского продукта. Ведь, как известно, накопительные контракты по жизни не покупаются, а продаются.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной
Риски на высоких оборотах FINLEGAL Риски на высоких оборотах

«Б.О» провел конференцию FinLEGAL 2024: Залоги. В ходе мероприятия разгорелись дискуссии по процедурам и методам, которые, казалось бы, отработаны и уже не вызывают сомнений на рынке


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ