Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Борьба за место под солнцем на рынке микрофинансирования
16.11.2015 Аналитика

Борьба за место под солнцем на рынке микрофинансирования

В то время как практически все банки заморозили свои программы потребительского кредитования, объем выдачи кредитов наличными упал в десятки раз, портфели ведущих банков из топ-30 по розничному кредитованию уменьшились на 20–30%, рынок МФО продолжает свое бурное развитие. Ожидается, что в 2015 году рынок вырастет так же, как в 2014 году, примерно на 40–50% — с 60 млрд рублей до 90–100 млрд


Спрос на кредиты (особенно с экспресс-составляющей) никуда не исчез. Просто МФО заняли нишу розничных банков. Видя столь бурный рост данного сегмента рынка, на него выходят все новые и новые игроки. Только за 2015 год было зарегистрировано более 700 новых МФО, а всего в России на конец сентября 2015 года насчитывается более 3500 действующих МФО. Многие инвестируют в данный рынок и открывают новые МФО, надеясь получить сверхдоход, ведь МФО действительно выдают займы клиентам под 1,0–5,0% суммы займа в день. Значит, за один-два месяца получаемый МФО доход сравним с суммой выдаваемого займа.

Однако там, где есть сверхдоход, всегда есть место риску. Безусловно, тут есть и риск мошенничества, и риск банального невозврата займов клиентов. Многие МФО не выстраивали грамотную систему управления рисками, что приводило к разорению и закрытию таких компаний. Только за 2015 год было закрыто более 1400 МФО, то есть вдвое больше, чем было открыто новых.

Так, известны случаи, когда займы выдавались только на основании подтверждения паспортных данных и проверки задолженности по судебным решениям по Федеральной службе судебных приставов (ФССП), то есть фактически — всем подряд, с уровнем одобрения 60–70%.

Есть на рынке и обратные примеры, когда максимально закручивают гайки, проверяя клиента по всем возможным каналам: по сути, делая проверку по аналогии с тем, что делает банк при выдаче кредита на сумму 300–500 тыс. рублей. Однако сумма займа в МФО (особенно при первой выдаче) обычно составляет 3–10 тыс. рублей. Соответственно все операционные расходы, понесенные МФО при принятии решения о выдаче займа по отказным заявкам, вполне могут превысить сумму полученного дохода по все-таки выданным займам.

Таким образом, надо отметить, что одним из ключевых на данный момент успехов на рынке МФО является эффективная автоматизированная система принятия решений (включая скоринг и проверки в Национальном бюро кредитных историй, в социальных сетях, по данным мобильных операторов и т.д.), которая позволяет максимизировать прибыль МФО.

Для повышения эффективности работы (исключения затрат на содержание филиальной сети продаж) и исключения географических ограничений уже в 2012 году на рынке стали появляться первые МФО, предоставляющие займы по онлайн-технологии прямо через сайт компании. Сначала их было очень мало, но в 2015 году уже более трети вновь открывающихся МФО делают ставку именно на такой вариант обслуживания клиентов. Если в 2014 году рынок онлайн МФО оценивался в 1,5 млрд рублей, то в 2015-м ожидается крайне экстенсивный рост данного сегмента — до 5–7, а может, даже до 10 млрд рублей.

К чему же приводит такое перенасыщение рынка онлайн-кредитования МФО новыми игроками? С одной стороны, для клиентов конкуренция — это всегда хорошо: начинается борьба МФО за клиентов, а значит, нас ждет снижение процентных ставок, проведение различных стимулирующих акций и внедрение программ лояльности. МФО начинают реально бороться между собой за клиента. С другой стороны, начинают расти издержки МФО на поиск новых клиентов. Цены за клик/переход на сайт, за лидогенерацию буквально за последний квартал выросли в 1,5–2 раза. Соответственно небольшие МФО уже не могут так же эффективно, как раньше, бороться на данном рынке — они попадают на «ножницы»: с одной стороны, для борьбы за клиента надо снижать тарифы и вводить стимулирующие программы, с другой стороны, вырастает цена привлечения клиента.

Тут в выигрыше опять-таки, будут те МФО, которые смогут выстроить грамотную систему управления принятием решений о выдаче займов, об их пролонгации и выдаче повторных займов лояльным клиентам. Хотя и для таких МФО существенный рост стоимости привлечения клиента может свести практически на нет всю получаемую прибыль.

Что же им в данной ситуации остается делать?

Безусловно, во-первых, надо очень бережно относиться к уже имеющейся клиентской базе. Это и автоматически предодобренные новые займы на бОльшую сумму по более льготным тарифам, и возможность пролонгации займов, и выдача займов на более длительные сроки. Именно так и поступает большинство успешных МФО.

Во-вторых, необходимо искать новые рынки и новые ниши. Часть МФО уже начали рассматривать варианты онлайн-кредитования покупок в Интернете, фактически начиная конкуренцию с банками за рынок POS-кредитования. Но и банки не дремлют, большинство розничных банков уже создали при себе дочерние МФО, в которые перевели весь бизнес POS-кредитования, включая покупки онлайн на сайте компании. Поэтому тут еще предстоит ожесточенная борьба, которая приведет опять к тому, что уже не интернет-магазин будет платить МФО за каждую транзакцию оплаты товара онлайн-займом, а наоборот, МФО будут платить интернет-магазинам за привлеченного клиента. Что, опять-таки в перспективе отразится на прибыльности МФО.

В-третьих, некоторые МФО начинают обращать внимание на рынок кредитования микро- и малого бизнеса. Крупные федеральные банки фактически перестали кредитовать этот сектор, а о тех небольших банках, которые работали с данным сегментом рынка, можно сказать: «Иных уж нет, а те далече…», у них просто нет денег на кредитование… Да, здесь действительно пока еще совсем мало игроков среди МФО. Да, сейчас в МФО фактически отсутствует грамотная система принятия кредитных решений и андеррайтинга для данного сегмента. Да, практически для всех МФО ключевой проблемой на данный момент является отсутствие достаточного уровня финансирования.

Но, на мой взгляд, именно развитие направления кредитования малого бизнеса и микробизнеса для МФО будет наиболее перспективно с точки зрения возможности получения максимальной отдачи на вложенный капитал и максимальной капитализации такого бизнеса в ближайшие два-три года, пока не восстановится рынок кредитования МСБ банками.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ