Вход Регистрация
Подписка
Новости Войти в раздел

Для чего нужны банкам финтех-стартапы

28.09.2016

Пройдя путь от внутренних разработок до SaaS-моделей, финансовый сектор начал предлагать эволюционно новый уровень услуг и сервисов, базирующихся на цифровых технологиях, проникших в святая святых финансовых рынков и сделавших в итоге невозможным существование последних без IT. В статье рассмотрены положение финтех-стартапов на российском рынке, их классификация, проблемы и тренды

Долгое время банки, инвестиционные компании, фонды и т.д. строили инфраструктуру и IT-системы во многом независимо друг от друга в надежде укрепить свое лидерство на рынке, решать задачи быстрее и эффективнее конкурентов. В итоге изолированность и закрытость финансовых институтов в этом вопросе стала тем толчком, благодаря которому зародилась принципиально новая модель, стоящая между сектором высоких технологий и финансами, — финтех.

На сегодняшний день в финансовом секторе США насчитывается более 700 стартапов, и их число продолжает расти. Столь бурный рост объясняется качественным изменением отношения к финтех-сектору со стороны инвесторов и заметным интересом со стороны потенциальных пользователей, которые хотят получать доступ к финансовым услугам просто, быстро, из любого места и не платить за это больших комиссий. На российском рынке мы наблюдаем схожие тенденции: среди клиентов, желающих прежде всего улучшить качество получаемых сервисов, реже ходить в отделения банков, инвесторов, чаще всего среди банков, стремящихся лидировать в финтех-секторе путем финансирования или приобретения наиболее перспективных компаний. Все больше клиентов выбирают интернет-банк или приложения на своем смартфоне для управления личными финансами и предпочтут сервис, который либо вовсе не требует прямого контакта с банком, либо даст возможность решать возникшие проблемы в чате с представителем банка. Таким образом, клиентоориентированность сервиса или услуги наряду с доступом к инвестициям и рекламой можно назвать одним из важнейших факторов успеха любого стартапа. Более того, то, как технология может помочь клиенту, во многом сейчас определяет ее перспективность. Именно неясность на данный момент значимости технологии блокчейн для конечного пользователя во многом породило множество вопросов и скептические настроения по отношению к этой технологии при безусловном признании революционности данного направления.

На сегодняшний день российский рынок финтеха насчитывает более 70 стартапов, предлагающих клиентам совершать банковские и другие финансовые операции, используя разработанные ими продукты. Доля стартапов-разработчиков, то есть компаний, создающих новые направления или принципиально меняющих традиционные подходы к осуществлению операций, нами оценивается в 29%. Как правило, такие стартапы создаются вокруг идеи, способной до минимума уменьшить количество посредников для выполнения операции, предлагая создать одноранговую сеть из клиентов сервиса, где каждый клиент может напрямую контактировать с другим клиентом. Не нужно говорить, что инновации всегда связаны с большими рисками, которые обязательно учитываются инвесторами при выборе стартапа. Разработка же новых сервисов — наиболее рискованный путь по причине отсутствия примеров использования, успешных бизнес-моделей, при этом приходится целиком и полностью полагаться на новаторство идеи, которая может заинтересовать клиентов, а может и не заинтересовать.

На наш взгляд, именно это определило основной тренд отечественного финтех-сектора — 31% стартапов являются агрегаторами банковских и инвестиционных продуктов, предлагая систему «одного окна» для существующих электронных услуг банков, беря на себя подбор потенциально интересных клиенту продуктов, предлагая понятный и простой способ взаимодействия с банками. Данный тип стартапов несет на порядки более низкие риски для инвесторов, так как не требует сложной интеграции в банковскую инфраструктуру и позволяет быстро получать выгоду от партнерства, расширить каналы продаж своих продуктов, увеличить обороты. Один из вариантов подобной интеграции — системы сбора и анализа данных из различных источников для определения целевой аудитории, анализа предпочтений клиентов, разработки программ лояльности, оценки клиента, выработки маркетинговых стратегий, на которые приходится около 21% стартапов. Развитие торговли через Интернет и переход расчетов в безналичную форму создали спрос среди малых и средних предприятий на мобильный эквайринг. Так называемые MPos-терминалы позволили без больших затрат на оборудование обеспечить прием банковских карт для оплаты товаров и услуг. Интерес банков к сотрудничеству с такими стартапами, доля которых перевалила за 8%, понятен, так как банк повышает обороты по своим карточным продуктам без заметных затрат и рисков.

Одним из самых серьезных требований ко всем стартапам является их безопасность и защищенность от взлома. Ведь завладев смартфоном или получив доступ в личный кабинет клиента, можно приобрести практически неограниченные возможности для мошеннических действий с чужими финансами. Несмотря на эту очевидную обеспокоенность, число стартапов, занимающихся информационной безопасностью, на данный момент не превышает 3%, что можно объяснить высокой конкуренцией с состоявшимися игроками на рынке информационной защиты.

 

 

Российский финтех-рынок имеет как технологический, так и качественный потенциал роста, и, если стартапы сумеют заинтересовать потенциальных инвесторов, привлечь партнеров, то уже через год их число может перевалить за сотню, а доля инновационной составляющей приблизится к 50%. Сотрудничество стартапов с традиционными игроками финансового рынка может принести пользу не только им, но и конечным пользователям, которые получат доступ к более качественным услугам и сервисам. На наш взгляд, уже сейчас банки и другие финансовые институты должны включать сотрудничество с финтех-стартапами в IT-стратегию и предусматривать развитие собственных центров компетенций, которые позволят ориентироваться на финтех-рынке и отбирать для сотрудничества наиболее перспективные компании. Собственная инфраструктура и IT-платформы должны быть подвергнуты тщательному анализу для выявления их потенциала и возможностей по интеграции и взаимодействию с другими сервисами: ведь иметь просто производительную и надежную систему в наше время недостаточно.



28.09.2016
Эта статья была разослана 1342 on-line подписчикам bosfera.ru
Популярное
О вкладе ЦБ в развитие, «прессинге регуляторов» и «Мире» насильно Представлены обзоры аналитических публикаций и интервью в СМИ (исключая «Банковское обозрение») за период с 7 по 14 июля 2017 года
Вадим Ференец 15.07.2017
Выбор редакции
Форум «Актуальные залоговые практики и кейсы: регулирование, надзор, инновации в IT и регистрации» Возможность принять участие в Форуме по актуальным залоговым практикам и презентовать свои разработки будет предоставлена 17 августа банкам, финансовым компаниям, компаниям со специализацией в сфере...
28.04.2017
Материалы альянса финансовых медиа:
Разговоры финансистов

Вверх