Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Финансовый симбиоз
01.04.2007

Финансовый симбиоз

По оценкам «Эксперт РА», объем рынка страхования рисков банков и рисков их клиентов, связанныхс банковскими услугами,по итогам 2006 года составил около 30 млрд рублей. Этот рынок оформился относительно недавно, но уже становится одним из локомотивов роста страхования,а в недалеком будущем — и всего финансового рынка.


Рейтинговое агентство «Эксперт РА» провело исследование рынка банковского страхования, включающее страхование рисков банков и рисков их клиентов, связанных с банковскими услугами. Основу исследования составили данные российских страховых компаний, лидирующих на этом сегменте. Величина взносов по банковскому страхованию, собранных двенадцатью страховыми компаниями, принявшими участие в исследовании, по итогам 2006 года достигла 22 млрд рублей, а весь рынок может превышать 30 млрд рублей. При этом усредненная доля банковского страхования в совокупном страховом портфеле компаний-участников составила 29%. А доля розничного страхования рисков клиентов банков в «банковском портфеле» ведущих страховщиков — около 78%, или 17,1 млрд рублей страховых взносов.

Данные, полученные по итогам исследования, подтвердили, что основным направлением банковского страхования по-прежнему остается страхование залогового имущества (75–85% банковского страхования). Тем не менее отмечается повышение спроса на страхование собственных рисков со стороны банков, что выражается в устойчивых высоких темпах роста премии по данному сегменту страхового рынка. По итогам 2006 года лидерами российского рынка страхования рисков банков и рисков их клиентов, связанных с банковскими услугами, стали универсальные страховые компании федерального уровня: Ингосстрах, Страховой Дом ВСК, РОСНО, НАСТА, Московская страховая компания.

На сегодняшний день российская банковская система является более развитой, чем страховая отрасль. Активы крупнейших банков на порядок — то есть более чем в десять раз — превышают величину активов крупнейших страховых компаний. В этих условиях, к сожалению, банки с некоторым пренебрежением относились к страховым компаниям — как к «младшим братьям». Еще два-три года назад объемы банковского страхования были так малы, что сегмент страхования рисков банков и рисков их клиентов, связанных с банковскими услугами, не попадал в фокус внимания экспертов и аналитиков страхового рынка.

Однако в последние годы этот сегмент показал значительные темпы роста и стал привлекать к себе повышенное внимание участников и исследователей финансового рынка. Самое главное: меняется отношение банков — ведь именно те, кто наладит сейчас технологию работы со страховщиками, в будущем «снимут сливки». По прогнозам аналитиков «Эксперт РА», в течение ближайших четырех лет объемы кооперации банков и страховщиков вырастут не менее чем в два раза. При этом будет увеличиваться число направлений их кооперации и повышаться качество услуг финансовых институтов, оказываемых как физическим, так и юридическим лицам. В выигрыше останутся в первую очередь потребители, а также банки и страховщики, сумевшие вовремя перестроить бизнес-процессы в соответствии с современными рыночными тенденциями.

Свобода кооперации

Сотрудничество банков и страховых компаний можно условно разделить на три основных направления.

Во-первых, страхование рисков клиентов банка, связанных с банковскими услугами. К этому сегменту кооперации относится прежде всего страхование залогового имущества клиентов, страхование жизни и здоровья заемщиков. В случае если речь идет о клиенте–юридическом лице, то здесь может быть реализовано страхование товаров на складе и страхование товаров в обороте, заинтересованность в сохранности которых проявляет не только клиент, но и банк. Рост данного сегмента подгоняют высокие темпы роста объемов потребительского кредитования в России. Основные надежды участники рынка здесь возлагают на ипотечное кредитование.

Во-вторых, страхование рисков банков. Основная доля взносов, собранных страховщиками по данному виду страхования, приходится на вполне стандартные для юридических лиц полисы страхования ДМС сотрудников, автотранспорта, недвижимости, а также на такие специфические для банков продукты, как страхование эмитентов банковских карт, страхование ответственности персонала и страхование D&O. В рамках направления страхования банковских рисков «точкой роста» может стать комплексное страхование банковских рисков — Bankers Blanket Bond (BBB), которое сейчас не слишком активно развивается в России. Пока обладателями полиса ВВВ являются лишь некоторые крупные российские банки, но опыт западных стран говорит об огромном потенциале этого рынка.

Наконец, инвестирование страховщиками активов в банковские инструменты и управление собственными средствами и резервами страховых компаний. В настоящее время 30–40% активов всех российских страховых компаний, работающих на реальном рынке (без учета компаний, специализирующихся на ОМС), приходятся на банковские инструменты, а это 150–200 млрд рублей. Годовые темпы роста реального рынка страхования составляют 20–25%. Таким образом, можно ожидать, что уже через четыре года активы российских страховщиков также увеличатся более чем в два раза.

Работать с одним партнером не в моде

Работая на рынке потребительского кредитования, банки испытывают необходимость в обеспечении сохранности имущества, представляющего собой предмет залога. К сожалению, иногда кредитные организации пытаются заработать на страховании предметов залога, указывая клиентам, где страховаться, а страховщикам — как страховать. Тем самым подрывается доверие и лояльность клиента как к банку, так и к страховой компании. Работа в таком ключе не имеет будущего и нацелена на краткосрочное получение сверхприбыли. Уже сегодня в битве за клиента побеждает тандем банка и страховой компании, предлагающих наиболее конкурентоспособные условия, когда кредитная организация позволяет клиенту выбрать страховую компанию исходя из собственных ориентиров цена/качество/надежность. Это вовсе не означает, что банкам следует отказаться от инструмента аккредитации страховщиков, однако многим кредитным организациям все же стоит пересмотреть подходы к взаимодействию со страховщиками.

Большинство участников финансового рынка придерживается мнения, что институт аккредитации является обязательным элементом взаимодействия внутри треугольника банк/клиент/страховая компания, позволяющим получать надежную страховую защиту не только банку, но и самому клиенту. В случае если в роли посредника оказания страховой услуги выступает банк, то выплата комиссионного вознаграждения здесь является неотъемлемым условием его работы в этом качестве.

К преимуществам рыночного взаимодействия банков и страховых компаний можно отнести взаимное пользование сбытовыми сетями, клиентскими базами, совместный маркетинг, перекрестное обслуживание в виде оказания друг другу специализированных услуг. Основная же привилегия взаимодействия заключается в возможности формирования дополнительного спроса на комплексные финансовые продукты, создаваемые на стыке банковских и страховых услуг.

Но если на Западе основным стимулом к объединению финансовых учреждений стало развитие долгосрочного страхования жизни, которое удобно продавать через банки, позиционирующие себя как финансовые супермаркеты, то в России данный вид страхования пока находится в зачаточном состоянии. Рост российского рынка страхования жизни сдерживается множеством факторов, среди которых наиболее значимые — это высокий уровень инфляции, отсутствие существенных налоговых стимулов, низкий уровень доходов населения и его недоверие к самому институту страхования. При условии преодоления хотя бы некоторых из приведенных негативных факторов долгосрочное страхование жизни в России имеет большой потенциал, и, по мнению многих представителей финансового сообщества, bancassurance станет одним из основных каналов его продаж. По мере развития bancassurance будет расти интеграция банков и страховых компаний. Если говорить о модели финансового супермаркета, то в России она, скорее всего, примет форму открытой системы, в которой как банк, так и компания будут иметь возможность работать и с другими игроками финансового рынка.

Помимо продажи страховых продуктов через банки, существует и обратная сторона сотрудничества, так называемый assurbanking. Но пока единственным более или менее развитым элементом продвижения банковских услуг через офисы страховых компаний является выплата страхового возмещения на банковскую карту, выдаваемую страхователю. Некоторыми компаниями оказывается также услуга финансового консультирования клиентов по условиям банковских кредитных продуктов, а также страхование в кредит.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ