Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • МСБ и электронные торги
30.09.2014 Мнение

МСБ и электронные торги

О ситуации с российским малым и средним бизнесом на основе статистики одной из крупнейших в стране электронных торговых площадок и собственных наблюдений


Если смотреть на объем сделок в нашей системе, то мы постоянно растем, но это же не значит, что растет бизнес в целом, особенно малый бизнес.

Наш рост обусловлен двумя факторами. Во-первых, электронизация торгов. Происходит переход от офлайновых закупок к онлайновым, эта тенденция имеет место уже давно и будет сохраняться и в будущем.

Во-вторых, наш рост вызван квотированием, которое вводит государство. В частности, в государственном заказе и по закупам государственными компаниями есть искусственное квотирование в отношении малого бизнеса. Из года в год эти квоты увеличиваются, и сама эта мера начинает действовать более системно. Если ранее по 94-му закону [федеральный закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» — прим. «Б.О»] требовалось не менее десяти, кажется, процентов от объема торгов выделить для малого бизнеса, то сейчас на эту же квоту нужно не торги провести, а именно законтрактоваться. Как говорится, почувствуйте разницу. Поэтому да, в 2014 году субъекты малого бизнеса благодаря принятию 44-го закона [федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступил в силу с 1 января 2014 года, — прим. «Б.О»] чувствуют себя однозначно лучше, по крайней мере в сфере государственного заказа.

Другой вопрос, что здесь есть следующая опасность. Можно применять какие угодно императивы по поводу квотирования, но все это может привести к профанации. Допустим, государство говорит: госкомпании должны, допустим, 10 или 15% закупок осуществлять у малого бизнеса. Но есть компании, где доля номенклатуры, которую малый бизнес чисто теоретически может поставлять, не составляет даже и 5%. И чтобы избежать штрафов, начинается создание прослоек, если есть прослойка, то там должны оставаться какие-то деньги и т.д., и все это приводит к росту издержек, но никак не помогает достичь заявленных целей.

В целом у меня создается впечатление, что мы живем в режиме деклараций в отношении малого бизнеса. Возьмем, например, антимонопольное законодательство. По моему мнению, малый бизнес априори не может нарушать антимонопольное законодательство — иначе какой же он малый? Министерство экономического развития выступает с инициативой введения иммунитета для субъектов малого бизнеса по антимонопольному преследованию, но ФАС категорически против, хотя дел о нарушении антимонопольного законодательства у нас возбуждают больше, чем во всех остальных странах мира вместе взятых.

Легко создать систему оценки эффективности деятельности губернаторов на основе роста числа предпринимательских единиц в регионе и рабочих мест. Но деятельность губернаторов у нас в действительности оценивается по совсем другим параметрам, а те из них, кто реально у себя улучшают инвестклимат, никак не поощряются.

В общем, вместо того чтобы создавать систему самозанятости, систему, при которой заниматься предпринимательской деятельностью выгодно, у нас создается система государственных дотаций, что совершенно неправильно, на мой взгляд.

Вдобавок у нас нет единого и внятного реестра малого бизнеса, поэтому никто толком сказать не может, а сколько же в точности субъектов малого бизнеса в стране.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной
Риски на высоких оборотах FINLEGAL Риски на высоких оборотах

«Б.О» провел конференцию FinLEGAL 2024: Залоги. В ходе мероприятия разгорелись дискуссии по процедурам и методам, которые, казалось бы, отработаны и уже не вызывают сомнений на рынке


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ