Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Не слишком своевременные начинания
07.12.2011 Мнение

Не слишком своевременные начинания

В настоящее время экономическая ситуация в мире предельно обострена, в первую очередь из-за долговых проблем в странах Евросоюза, существенного замедления экономического роста Китая, а также непростой экономической ситуации, сложившейся в США


Финансовые рынки находятся в состоянии повышенной волатильности, произошло достаточно резкое снижение цен на акции российских компаний, несмотря на то, что цены на нефть остаются стабильно высокими. Все это отражается на состоянии банковской системы РФ, у ряда российских банков все чаще начинают возникать проблемы с ликвидностью. В этой непростой ситуации Банк России предпринимает усилия, направленные на поддержание банковской системы.

Несмотря на ряд мер, воспринятых позитивно, не слишком своевременными и взвешенными представляются некоторые предлагаемые в последнее время Банком России изменения в нормативные правовые акты, регулирующие деятельность кредитных организаций, которые Банк России обосновывает необходимостью учета уроков финансового кризиса 2008 года, а также недопущения ситуаций, возникших с отдельными банками — Банком Москвы, Межпромбанком, АМТ-Банком.

В первую очередь речь идет о принятых в мае 2011 года поправках в инструкцию Банка России №110-И «Об обязательных нормативах». Принятые изменения устанавливают новые, существенно более жесткие требования к расчету норматива достаточности капитала (Н1). Перечень активов, в отношении которых устанавливается повышенный коэффициент, достаточно широк. Данные изменения могут иметь существенный эффект для банков. Под повышенный коэффициент при расчете Н1 попадают ссуды, предоставленные резидентом офшорных зон, перечень которых утвержден Минфином. При этом объем таких активов на банковском рынке в настоящий момент весьма значителен. Указанные требования с большой долей вероятности приведут к необходимости большинству российских банков увеличить собственный капитал, тем самым уменьшая объемы имеющихся у них денежных средств, которые могли бы быть использованы для поддержания ликвидности, а также направлены на кредитование реального сектора экономики. Банком России недавно разработан проект изменений в положение 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности». Предлагаемые изменения существенно ужесточают требования к кредитным организациям по формированию резервов по сделкам, несущим кредитный риск. В комплексе данный подход фактически накладывает запрет и делает экономически нецелесообразными для банков целые направления кредитования — такие, как структурное финансирование, проектное финансирование в ряде индустрий, финансирование сделок M&A (включая финансирование участия в аукционах по выкупу госпакетов акций предприятий) и т.п.

Повышение коэффициента при расчете Н1 на ссуды, предоставленные резидентом офшорных зон, приведут к необходимости большинству банков увеличить капитал

Кроме того, следует также отдельное внимание уделить принятому в первом чтении Госдумой законопроекту, цель которого — уточнение порядка осуществления консолидированного надзора и раскрытия информации кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами. Представляется, что он нуждается в серьезной доработке.

Так, законопроект вводит достаточно противоречивые определения банковской группы и банковского холдинга. Предлагается исключить из определения банковской группы основание наличия общих бенефициаров при отсутствии иных оснований, позволяющих говорить о согласованности действий между ними при управлении юридическими лицами и возможности хотя бы одного лица осуществлять отношения контроля. Наличие общих бенефициаров (персонально, при условии, что ни у одного из них нет прямого или косвенного контроля над деятельностью кредитной организации), не может свидетельствовать об образовании одной банковской группы, поскольку управление каждым банком может быть независимым и самостоятельным, и принципы управления могут определяться с учетом разного голосования бенефициаров по одним и тем же вопросам деятельности каждого из банков. Исключением из данного тезиса может быть согласованная структура управления, которая должна быть отражена в каком-либо документе, предоставляющем одному или нескольким бенефициарам право определять условия ведения предпринимательской деятельности лицами, входящими в состав банковской группы. В определении головной организации банковского холдинга необходимо сохранить основание наличия контроля головной организации банковского холдинга, но исключить основание существенного влияния, при этом сохранив оба основания — прямого и косвенного контроля и прямого существенного влияния — в отношениях между иными участниками банковского холдинга, чтобы выделить контролирующее лицо в холдинге. Кроме того, из определения существенного влияния необходимо исключить экономические критерии ввиду невозможности отслеживания кредитными организациями хозяйственных связей заемщиков и их контрагентов, а также исключить термин «косвенное существенное влияние» ввиду невозможности установить четкий перечень субъектов такого влияния, поскольку уровни влияния не во всех случаях могут быть выделены. Законопроект смешивает понятия, используемые в банковском и антимонопольном законодательстве, в связи с чем в сфере банковской деятельности было бы целесообразно установить специальное регулирование оснований связанности лиц, используемое только для целей расчета обязательных нормативов кредитных организаций. Оптимальное решение для определения связанности лиц в банковской сфере для расчета обязательных нормативов — установление в законе о банках и банковской деятельности исчерпывающего перечня критериев прямого и косвенного контроля лиц над деятельностью кредитной организации и перечня правовых оснований прямого существенного влияния лиц на деятельность кредитной организации, а также установления в законе о ЦБ РФ основанного на данных критериях связанности лиц определения расчета обязательных нормативов.

Полагаю, что предпринимаемые усилия по ужесточению требований к деятельности кредитных организаций бьют в большей степени по наиболее добросовестным банкам. В целях учета последствий финансового кризиса в первую очередь следует совершенствовать систему надзора за деятельностью кредитных организаций и своевременно выявлять существующие у них проблем, а не заниматься только ужесточением требований к обязательным нормативам и создаваемым резервам.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ