Вход Регистрация
Подписка

Новая картина страхового рынка

01.09.2017

Основные тенденции в страховой отрасли сегодня — усиление значимости банковского канала дистрибуции, активное развитие личных видов страхования и диджитализация

Во многих европейских странах (в частности, в Испании, Франции) на долю банковского канала дистрибуции приходится порядка 50% сборов страховщиков. Структура каналов продаж российских страховых компаний несколько лет назад также начала смещаться в сторону банкострахования. В 2012 году на него приходилось 20,4% собранной премии, в 2013-м — 23,4%, в 2015-м — 25,8%. Скачок роста банкострахования произошел в 2016 году, когда на этот канал продаж пришлось уже 35,2% сборов, то есть он почти догнал агентский канал, а в первом квартале 2017-го банки стали лидерами среди посредников — 37,9% премии (против 37,8% сборов от агентов).

Ключевым каналом дистрибуции банки являются традиционно для личных видов страхования — страхования жизни, страхования от несчастных случаев (НС) и добровольного медицинского страхования (ДМС), а также для коробочных страховок, например страхования имущества физлиц. Все эти страховые продукты в 2017 году показывают положительную динамику, и, по всей видимости, станут драйверами развития рынка. В свою очередь, это положительно скажется на росте значимости банкострахования. По итогам года доля банковского канала на рынке превысит 40%, а в 2018 году дойдет до «европейских» 50%.

 

Источник: Институт страхования ВСС по данным Банка России

 

Диджитализация страхования

Тенденция, присущая большинству отраслей, — цифровизация, и в страховании происходит проникновения онлайна во всех сегментах рынка.

Во-первых, растут онлайн-продажи. Уже в начале года наблюдается увеличение их доли в сборах страховщиков — 1,3% против 0,5% в 2016 году. По прогнозам Всероссийского союза страховщиков (ВСС), в 2017 году доля интернет-продаж вырастет до 3–5%.

Во-вторых, развивается направление телематики (так называемое умное страхование). Потенциал роста этого направления есть и в автокаско (сегодня продается около 10% полисов с телематикой), и в других видах страхования (страхование имущества, ДМС).

В-третьих, страховщики активно внедряют цифровые личные кабинеты для клиентов, где можно мониторить информацию по страховым программам, корректировать опции, видеть доходность по индивидуальному страхованию жизни (ИСЖ).

В перспективе — организация большинства этапов взаимодействия с клиентом в дистанционном режиме: оформление полисов, заявления о страховых случаях, процессы урегулирования страховых случаев и осуществление выплат. Опять же, многие британские и американские компании уже давно коммуницируют с клиентом онлайн практически по всем вопросам. Например, подавая в Интернете заявку на полис автокаско, клиент задает только базовые параметры, далее проходит проверку по базам, в рамках которой страховщик рассчитывает стоимость страхового продукта. В онлайн-кабинете страхователь присылает фото ДТП, если такое случилось, страховщик оценивает ущерб, согласовывает и осуществляет выплату. Просто и удобно для клиента и оптимально с точки зрения операционных затрат для страховой компании.

Структура рынка

Структура рынка также продолжает меняться по модели западных рынков. В 2016 году доля добровольных видов страхования достигла максимума за 10 лет (78%). При этом моторное страхование теряет в доле, основной же вклад в положительную динамику рынка вносят личные виды страхования. Для примера: в Европе и США большая часть населения страхует жизнь добровольно — самостоятельно или совместно с работодателем.

Структура рынка по сборам за первый квартал 2017 года следующая: крупнейшие сегменты рынка — ДМС (21,7% рынка), страхование жизни (18,9%), ОСАГО (15,3%). Доля моторного страхования — ОСАГО и КАСКО — продолжает снижаться: 36,7% по итогам 2016 года и 26,9% по итогам первого квартала 2017 года. Совокупная доля личных видов страхования (ДМС, страхование жизни, страхование от несчастных случаев) составила 48,3%, в 2016 году — 41,8%, в 2015 году — 37,7%.

 

Источник: Институт страхования ВСС по данным Банка России; на диаграмме ОПО — страхование опасных производственных объектов

 

Сегменты-драйверы или «черные лебеди»

Страхование жизни — по-прежнему лидер по сборам и основной сегмент-драйвер, вносящий положительный вклад в динамику рынка. Прирост премии в первом квартале составил 44% (в 2016 году — свыше 60%). При этом впервые за 12 лет сегмент страхования жизни — № 1 по объему премий (59,8 млрд рублей), в то время как по ОСАГО было собрано всего 48,2 млрд рублей. Как видим, страхование жизни сбавляет темпы прироста, и, по прогнозам ВСС, в течение ближайших лет будет демонстрировать +15–25% сборов в год.

Страхование жизни могут догнать другие виды личного страхования. Уже сейчас заметную положительную динамику показали сегменты ДМС (+10,9%) и страхование от несчастных случаев (6,7%). В 2017-2018 годах темпы прироста этих видов могут ускориться до 15–20%. Также растет коробочное страхование, в частности страхование имущества физлиц (+15,6%), которое с большой вероятностью прирастет по итогам года примерно на 20%.

 

Источник: Институт страхования ВСС по данным Банка России

 

«Черным лебедем» страхового рынка остается ОСАГО с его растущей убыточностью. Уровень выплат по итогам 2016 года составлял 73%, а в первом квартале 2017-го — 108%. При этом сборы снизились на 3%, а выплаты выросли на 46,4%. По прогнозам ВСС, убыточность в ОСАГО останется высокой.

 

Источник: Институт страхования ВСС по данным Банка России

 

Однако у ОСАГО, как и у автокаско, есть потенциал для разворота тренда. На фоне роста автопродаж моторные виды страхования уже в 2017 году могут выйти на слабый положительный прирост по сборам.

Среди тормозящих рынок сегментов — также страхование имущества юрлиц, однако с развитием промышленности и инфраструктурных проектов данное направление страхования может выйти на нулевой прирост (и даже небольшой положительный). С учетом прогнозов по дальнейшей стабилизации экономики и положительной динамики в сегменте корпоративного кредитования есть перспективы для роста производства и активизации инвестиционной активности, что приведет к росту страхования имущества юрлиц.

По оценкам ВСС, темпы прироста в 2017 году составят 7–10%. Одним из драйверов останется страхование жизни (на 25%), также ожидается прирост от ДМС (на 10%), страхования имущества физлиц (10–15%) и страхования от несчастных случаев (на 10%). Кроме того, на фоне роста автопродаж, возможно, будет расти сегмент автокаско. По подсчетам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за январь — май объем авторынка страны вырос на 5,1% в годовом выражении; по разным оценкам, автопродажи вырастут в 2017 году на 4–10%, что положительно отразится и на моторном страховании. В автокаско убыточность не невысоком уровне — за счет снижения коэффициента выплат (около 20%) и уровня выплат (около 57%), в том числе за счет широкого распространения продуктов с франшизой.

Рэнкинг топ-20 крупнейших страховщиков по итогам первого квартала 2017 года


Позиция в рэнкинге

Страховая компания

Страховые премии за первый квартал 2017 года, тыс. рублей

Доля компании, %

1

«СОГАЗ»

69 559 658

22,0

2

«РОСГОССТРАХ»

25 644 552

8,1

3

«ИНГОССТРАХ»

21 516 720

6,8

4

«РЕСО-ГАРАНТИЯ»

20 906 251

6,6

5

«СБЕРБАНК СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ»

17 625 544

5,6

6

«АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ»

14 957 585

4,7

7

«ВТБ СТРАХОВАНИЕ»

14 954 046

4,7

8

«ВСК»

12 944 665

4,1

9

«РОСГОССТРАХ-ЖИЗНЬ»

12 942 154

4,1

10

«АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ-ЖИЗНЬ»

9 547 067

3,0

11

«СОГЛАСИЕ»

7 589 224

2,4

12

ГРУППА «РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ»

5 093 321

1,6

13

«РЕНЕССАНС ЖИЗНЬ»

4 814 465

1,5

14

«АЛЬЯНС ЖИЗНЬ»

3 628 283

1,1

15

«ВТБ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ»

3 102 388

1,0

16

«МАКС»

2 859 765

0,9

17

«ЭНЕРГОГАРАНТ»

2 679 737

0,8

18

«СБЕРБАНК СТРАХОВАНИЕ»

2 588 132

0,8

19

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ

2 420 436

0,8

20

«ВСК — ЛИНИЯ ЖИЗНИ»

2 311 167

0,7

Источник: Институт страхования ВСС по данным Банка России

Рэнкинг топ-10 страховщиков по страхованию жизни


Страховая компания

Страховые премии за первый квартал 2017 года, тыс. рублей

Доля рынка, %

«СБЕРБАНК СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ»

17 457 737

29

«РОСГОССТРАХ-ЖИЗНЬ»

12 041 942

20

«АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ-ЖИЗНЬ»

9 521 816

16

«РЕНЕССАНС ЖИЗНЬ»

4 282 688

7

«ВТБ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ»

3 102 387

5

«ИНГОССТРАХ-ЖИЗНЬ»

2 034 989

3

«СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ»

1 658 739

3

«СИВ ЛАЙФ»

1 342 691

2

«СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ»

1 211 434

2

«УРАЛСИБ ЖИЗНЬ»

1 153 340

2

Источник: Институт страхования ВСС по данным Банка России

Рэнкинг топ-10 страховщиков по ДМС


Страховая компания

Страховые премии за первый квартал 2017 года, тыс. рублей

Доля рынка, %

«СОГАЗ»

37 639 251

55

«РЕСО-ГАРАНТИЯ»

4 212 727

6

«АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ»

3 488 688

6

«АЛЬЯНС ЖИЗНЬ»

3 228 782

5

«РОСГОССТРАХ»

3 107 186

5

«ИНГОССТРАХ»

2 764 133

4

«ВСК»

1 707 846

2

«КАПИТАЛ СТРАХОВАНИЕ»

1 419 867

2

«ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ»

1 407 658

2

«ЭНЕРГОГАРАНТ»

921 499

1

Источник: Институт страхования ВСС по данным Банка России

Рэнкинг топ-10 страховщиков по автокаско


Страховая компания

Страховые премии за первый квартал 2017 года, тыс. рублей

Доля рынка, %

«ИНГОССТРАХ»

6 875 160

19

«РЕСО-ГАРАНТИЯ»

5 698 944

16

«РОСГОССТРАХ»

4 605 933

13

«ВСК»

3 449 555

9

«СОГЛАСИЕ»

3 189 701

9

«АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ»

2 792 040

8

«СОГАЗ»

2 121 581

6

«ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ»

1 726 677

5

«ЭРГО»

805 249

2

«ЭНЕРГОГАРАНТ»

589 730

2

Источник: Институт страхования ВСС по данным Банка России

Рэнкинг топ-10 страховщиков по страхованию имущества физлиц


Страховая компания

Страховые премии за первый квартал 2017 года, тыс. рублей

Доля рынка, %

«РОСГОССТРАХ»

3 416 996

30

«СБЕРБАНК СТРАХОВАНИЕ»

2 177 550

19

«ВТБ СТРАХОВАНИЕ»

1 704 074

15

«АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ»

757 578

7

«РЕСО-ГАРАНТИЯ»

692 490

6

«ВСК»

434 695

4

«ИНГОССТРАХ»

346 998

3

«СОГАЗ»

318 231

3

«ЗЕТТА СТРАХОВАНИЕ»

177 365

2

«МАКС»

140 526

1

Источник: Институт страхования ВСС по данным Банка России



01.09.2017
Эта статья была разослана 1380 on-line подписчикам bosfera.ru
Материалы альянса финансовых медиа:
Разговоры финансистов

АДРЕСА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
Перейти в Раздел
Вверх