Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Новые технологии вытеснят с рынка слабых юристов
20.10.2017 Интервью

Новые технологии вытеснят с рынка слабых юристов

О digital-инструментах на рынке юридических услуг


Андрей Голощапов, генеральный директор Европейской Юридической Службы, в беседе с Егором Гринихом, руководителем PR-консалтинга «БизнесДром», рассказал о ключевых digital-инструментах на рынке правовых услуг

Егор Гриних: Сейчас на финансовом рынке очень популярна тема диджитализации. Все только и говорят о том, какие новые технологии появляются. Как это отражается на рынке правовых услуг?

Андрей Голощапов: На рынке правовых услуг наблюдается такая же активная тенденция, но если вообще рассматривать явление Legal Tech, то на нашем рынке его можно разделить на две категории. Это сервисы, целью которых является помощь юристу, и сервисы, которые призваны заменить юриста. К первой категории относятся программное обеспечение, которое направлено на оптимизацию работы юридических департаментов, выстраивание процессов взаимодействия сотрудников компании, учет ведения дел, расчет трудозатрат и определение костов. Сервисы, которые призваны заменить юриста, как правило, представляют собой автоматизацию повторяющихся процессов. Клиент при помощи этого интерфейса может задать вопросы либо сформировать какой-то документ. То есть здесь в принципе исключается юрист из цепочки взаимодействия с клиентом для получения итогового результата.

Егор Гриних: Если немного глубже погрузиться в тему digital-инструментов, то как используется на рынке правовых услуг Big Data?

Андрей Голощапов: Если мы говорим об анализе больших данных, то в текущий момент существуют огромные базы документов. Например, онлайн-база судебных решений, которой можно пользоваться. В настоящее время разрабатываются новые технологии, которые позволят в ближайшее время сделать шаг к предиктивной аналитике, то есть к прогнозу вынесения решений. Это позволит человеку уже на этапе обращения в суд понять степень выигрышности его дела. У нас в компании есть услуга, которая называется «Оценка судебной перспективы», но оказывает ее юрист вручную: проверяет судебную практику, решения судов по аналогичным спорам. Будет создан интерфейс, воспользовавшись которым, клиент без привлечения юристов сможет внести свои данные и понять вероятность принятия решения в свою пользу. По сути, этот анализ перевернет рынок, будет революционным инструментом, позволяющим на этапе подачи заявления предвидеть исход дела.

Если уделить внимание тому, как мы в компании проводим анализ больших данных, то стоит отметить, что наша база Big Data накапливает статистику на основе поведения наших клиентов. Когда клиенты используют наши сервисы Legal Tech, они оставляют так называемые цифровые следы (области права, которые им интересны, категории вопросов, на которые они получают ответы, информацию о себе при работе в сервисах и многое другое), также происходит анализ вопросов, фиксируемых в нашей CRM, с которыми в компанию обращаются клиенты. Так вот, анализ этого большого объема данных в связке с сегментацией нашей целевой аудитории позволяет нам понимать, с какими правовыми вопросами сталкиваются наши клиенты, а дальше происходит процесс реализации правовой профилактики. Зная, с какими вопросами уже столкнулись наши клиенты, и имея в базе знаний ответы на них, мы осуществляем email-рассылку по различным целевым аудиториям с целью предоставить информацию по правовым вопросам, с которыми наши клиенты еще не столкнулись, но обязательно столкнутся. Получается, что анализ текущей базы позволяет нам предугадать наступление правовых рисков для клиентов определенной группы.

Егор Гриних: Перейдем к такому инструменту, как нейросеть. Как использование нейросетей может повлиять на рынок правовых услуг и на отдельно взятую компанию?

Андрей Голощапов: Мы ведем разработки в этом направлении, уже есть проекты, в которых мы планируем использовать нейронные сети. На последнем мероприятии, в котором я участвовал, выступали российские эксперты, говорили о том, что в настоящее время самая высокая степень выдачи правильных ответов при обучении нейронной сети — 87%. То есть все равно остается 13%-ная вероятность того, что ответ будет ошибочным и не совсем подходящим к ситуации клиента. Еще одним моментом специалисты называют тот фактор, что нейронная сеть — это инструмент, который необходимо непрерывно обучать. Если этим не заниматься, то нейронная сеть может забывать ответы. Получается, надо постоянно добавлять варианты ответов, чтобы система находила тот релевантный ответ, который относится к ситуации клиента. А для того чтобы поддерживать и обучать, необходим большой пул экспертов, большой пул разработчиков. Я считаю, что полноценное внедрение нейросетей — это вопрос времени. Сейчас большие корпорации много инвестируют в эту технологию, и она со временем станет более доступной и более легкой в использовании. Но есть определенное волнение из-за 13% неточных ответов. Такая вероятность ошибки повышает материальные риски для клиента. Мы планируем использовать эту технологию как инструмент распознавания голоса при обращении к нам клиентов, для конвертации голоса в текст с последующим наполнением нашей базы знаний и в процессе коммуникации с клиентами.

 

Андрей Голощапов, Европейская Юридическая Служба

 

Еще одним актуальным направлением для использования нейросети являются чат-боты, продуктом такой интеграции являются нейроботы. В подобных чатах коммуникация будет происходить без участия юриста, а возможность обучения нейробота позволит повысить количество и качество выдаваемых клиенту ответов с учетом его ситуации. В настоящий момент ни одна технология, имеющаяся на рынке Legal Tech, не может заменить юриста, именно эксперта, потому что автоматизируются повторяемые и несложные ситуации.

Егор Гриних: Как эти инструменты могут повлиять на лояльность клиентов в будущем?

Андрей Голощапов: За последнее время наши граждане прошли очень серьезный этап адаптации к использованию digital-инструментов. Например, есть портал Госуслуг, порталы «Добродел» и «Сердитый гражданин», есть другие сервисы с десятками миллионов активированных аккаунтов. Успех любого интерфейса заключается в предоставлении человеку возможности экономить время, деньги и нервы. Если, например, я могу позвонить юристу здесь и сейчас, отправить документы онлайн, получить консультацию вообще без участия человека в этой цепочке, написав вопрос и получив ответ, и при этом я получаю пользу от этих сервисов, то моя лояльность повышается. Если людям предлагается инструмент, который удобен, с интересным интерфейсом, понятным механизмом взаимодействия, то, конечно, они будут им пользоваться.

Но здесь есть одно небольшое ограничение, если мы говорим, в частности, о рынке юридических услуг. В настоящий момент, как бы мы ни хотели, правовая культура наших граждан достаточно низкая. Когда мы начинали работу в России, статистика показывала, что только 18% наших граждан обращались за помощью к юристам. По прошествии 10 лет ситуация немного изменилась, организованный нами и нашими партнерами — общероссийской общественной организацией «Деловая Россия», Российским экономическим университетом имени Г.В. Плеханова и Фондом развития моногородов — «Правовой диктант» показал, что доля таких граждан выросла и составляет 26%. Но все равно, если человек не понимает, что он находится в правовой ситуации, что он столкнулся с правовым вопросом, то он не знает, в какой момент ему необходимо обращаться за юридической помощью. Когда люди будут понимать, что в конкретной ситуации юрист или программа смогут им помочь, тогда они будут обращаться к использованию этих инструментов.

Также стоит отметить, что из-за низкой правовой культуры нет острой необходимости в Legal Tech для физических лиц и как следствие нет серьезных инвестиций. Не имея базы клиентов, невозможно создать качественные продукты, так как нет информации для анализа, поэтому продать эти продукты или получить коммерческое применение в настоящее время проблематично. Мы видим, что в России открывается много проектов, а остаются единицы. Нашей компании, например, понадобилось 10 лет, чтобы сформировать устойчивую базу клиентов. И для нас диджитализация — не просто модное веяние, а стандартный и логичный бизнес-процесс по оптимизации расходов и улучшению качества сервиса, прежде всего клиентского. Указанные факторы являются преградой для того, чтобы сервисы Legal Tech начали стремительно развиваться, а люди стали массово использовать эти ресурсы.

Егор Гриних: Насколько рынок юридических услуг готов к технологическим переменам? На примере своей компании или конкурентов можете дать оценку готовности рынка к digital-прорыву?

Андрей Голощапов: Надо понимать, что сейчас в России сложилась очень интересная ситуация. На рынке много юристов, а также технических сотрудников, программистов, IT-разработчиков, которые могут заниматься именно программированием этих интерфейсов. Если два явления, два слагаемых будут совмещены в рамках проекта, то это даст сильнейший толчок для того, чтобы направление Legal Tech начало бурно развиваться в России, потому что все предпосылки именно в части ресурсности для этого есть. Legal Tech на рынке юридических услуг в России составляет всего 50 млн долларов. Это очень маленькая доля. К примеру, в США эта доля составляет 3,6 млрд долларов, в Великобритании 2,4 млрд долларов. Поэтому я вижу, что есть предпосылки для дальнейшего роста именно этого направления. Отдельно стоит подчеркнуть, что использование ЭЦП и готовность государственных органов к интеграции с их базами по API вывели бы сервисы Legal Tech на качественно новый уровень, что предоставило бы нашим гражданам новые возможности для решения их правовых вопросов.

Егор Гриних: Какие сейчас есть разработки на рынке в целом и, в частности, в вашей компании? Насколько нам известно, вы запустили бота в мессенджере Telegram. В чем его основные задачи и как он помогает клиентам?

Андрей Голощапов: На рынке есть несколько категорий разработок в плане Legal Tech. Это ресурсы по поиску адвокатов. Ты заходишь туда, формулируешь свой запрос, оставляешь свои данные, и тебе предоставляется адвокат в твоем регионе. Здесь активными игроками являются «Правовед», такой сервис, как Platforma. Далее, если мы говорим об онлайн-библиотеках со сводами законов, библиотеках судебных решений, то здесь активными игроками являются «Консультант Плюс», «Гарант», «Право.ру» с их продуктом «casebook» и система «Юрист». Если же речь идет об оптимизации процессов, то есть очень хороший продукт от компании «Право.ру» — «casepro». Он позволяет оптимизировать рабочие процессы именно внутри компании юридического департамента. Есть очень интересный и новый сервис — это сервис по привлечению инвестиций, активным игроком на российском рынке является сервис Platforma. Суть заключается в том, что когда я хочу обратиться в суд и понимаю, что моя позиция очень сильная и я выиграю, но у меня нет денежных средств на обращение, я могу привлечь инвестиции именно для рассмотрения этого процесса, а инвестор, который вложил в меня деньги, в случае выигрыша получает процент от взыскиваемой мной суммы.

Отдельное направление занимают сервисы по составлению документов — онлайн-конструкторы, заметным игроком в этом направлении является сервис FreshDoc. Если мы говорим о технологии чат-ботов, то это LegalBot от Европейской Юридической Службы, AutoLawyerBot и бот «Персональный юрист» от компании «Право.ру». Это не все, но основные направления в российском Legal Tech. Что касается, в частности, нашей компании, то у нас есть разработки как для бизнеса, так для физлиц. Отдельно хотелось бы сказать несколько слов о роботе-юристе на платформе Telegram — LegalBot (@LegalElsBot). В настоящее время он помогает нашим клиентам по четырем направлениям. «Защита прав потребителей» — в этом разделе робот-юрист попросит ответить на ряд вопросов, проинформирует клиента о праве и в случае необходимости составит вместе с ним претензию продавцу либо исковое заявление в суд. Раздел «Льготы» посвящен льготам, на которые клиент может претендовать в зависимости от его социального статуса на основе закона. Блок «ДТП» посвящен действиям клиента, если он стал участником ДТП, при необходимости поможет ему оформить «Европротокол». «Страхование» (ОСАГО, КАСКО, имущественное страхование, личное страхование) — если у клиента возникли проблемы со страховой выплатой, робот-юрист поможет решить сложившуюся ситуацию, сообщит клиенту о его праве и в случае необходимости составит вместе с ним претензию продавцу либо исковое заявление в суд. Стоит отметить, что в настоящее время робот-юрист создает около 7500 итоговых документов.

У нас есть сервис по регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя. Это интуитивно понятный интерфейс, человек заходит и выбирает, какое юридическое лицо хочет открыть. Проходит этапы: название, генеральный директор, выбирает виды деятельности, определяется с системой налогообложения и прочее. То есть программа — это очень понятный и дружественный интерфейс, с подсказками, которые позволяют клиенту пройти процесс внесения информации и в итоге получить пакет документов, с которыми он идет в налоговый орган и регистрирует компанию. Сервис по заполнению налоговой декларации по форме 3-НДФЛ для получения всех форм налоговых вычетов, предусмотренных законом. Имеются и другие инструменты, позволяющие нашим клиентам решать юридические вопросы без участия юриста.

Егор Гриних: А как эти технологии могут быть полезны банковскому и финансовому секторам?

Андрей Голощапов: Мы активно работаем с ключевыми партнерами в части интеграции этих технологий в ДБО банков, для банков это возможность повысить лояльность клиентов и добавить новый элемент воронки продаж как комиссионных, так и банковских продуктов.

Егор Гриних: В заключение я бы предложил немного пофантазировать и заняться прогнозами. Как вы видите через три — пять лет в целом юридический рынок правовых услуг с учетом влияния на него digital-инструментов?

Андрей Голощапов: В 2013 году было опубликовано заключение экспертов из Сколково, где они сделали раскладку по должностям, которые уже устарели на тот момент, а также устареют до 2020 года и позже. Эксперты предрекли, что после 2020 года юрисконсульт будет одной из таких устаревших должностей. Сейчас происходят очень большие инвестиции в искусственный интеллект и нейронные сети. Я считаю, есть высокая вероятность, что наши разработчики добьются хороших результатов, и это будет технологический прорыв. Поэтому, если технологии по искусственному интеллекту и нейросетям будут выдавать не 87% верных ответов, а больше, то, несомненно, слабые юристы уйдут с рынка. Поскольку автоматизируются самые часто повторяющиеся простые действия, экспертность остается востребованной рынком. Мы придем к тому, что, возможно, судебные решения будут выноситься компьютером. Почему нет?

Мы видим, что разрабатываются технологии, которые позволят определить вероятность выигрыша дела, и их точность будет повышаться, это приведет к тому, что спустя три — пять лет искусственный интеллект будет выносить судебные решения. С 2017 года Московский городской суд и районные суды Москвы начали принимать документы в электронном виде через портал mos-gorsud.ru. Следующим шагом будет возможность подавать любые процессуальные документы в электронном виде. В качестве очередного этапа развития системы электронного правосудия планируется реализация видео- и аудиофиксации всех заседаний. Так что не за горами то время, когда мы будем проводить судебные заседания с использованием Skype и других сервисов, поддерживающих видеотрансляцию. Это вопрос недалекого будущего. Уже сейчас понятно, что проникновение технологий и диджитализация будут идти во всех направлениях: мессенджеры, онлайн-сервисы, которые будут вытеснять с рынка юридических услуг привычные нам формы взаимодействия с клиентами.

Реклама






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ