Вход Регистрация
Подписка

Обзор событий на рынке банковского надзорного регулирования за неделю (18–22 сентября 2017 года)

25.09.2017

Обзор регулирования финансовых рынков

Отраслевые ассоциации и объединения

- Ассоциация российских банков 22 сентября провела открытую дискуссию «Экономика России 2017–2018 — где искать источники роста?».

Участниками мероприятия стали председатель Совета директоров ПАО «САФМАР Финансовые инвестиции», член Наблюдательного совета ПАО «Московская Биржа» Олег Вьюгин, председатель совета директоров ИК «Еврофинансы» Яков Миркин, председатель партии «Гражданская инициатива», экс-министр экономики России Андрей Нечаев.

- Ассоциация российских банков написала письмо председателю ЦБ РФ «О минимальном размере уставного капитала банка для исчисления штрафов Банком России» с просьбой разъяснить, какое значение минимального размера уставного капитала банка (1 млрд рублей или 300 млн рублей) будет использовать Банк России для определения предельного значения штрафов, взыскиваемых с банков, которые в соответствии с Законом № 92-ФЗ, признаны банками с универсальной лицензией.

- Ассоциация российских банков написала письмо министру юстиции РФ «Об оплате заемщику части страховой премии при досрочном погашении кредита».

- Ассоциация российских банков написала письмо министру финансов РФ «Об исполнении исполнительного листа со счета должника, операции по которому приостановлены на основании п. 3 ст. 76 НК РФ» с просьбой высказать официальную позицию Минфина России о том, вправе ли банк исполнять исполнительный лист при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счету должника, вынесенного на основании п. 3 ст. 76 НК РФ в связи с непредставлением в установленный срок налоговой декларации.

- Ассоциация «Россия» провела координационный совет по синдицированному кредитованию. Участники Координационного совета обсуждали основные изменения, которые предлагается внести в законопроект закона о синдицированном кредитовании ко второму чтению.

Участники дискуссии отметили, что одним из ключевых положений законопроекта был вопрос солидарной и раздельной ответственности кредиторов. В первом чтении обязательства кредиторов были солидарны, то есть члены синдиката должны были исполнять обязанности за того, кто не исполнил своих обязательств, что делало закон неработающим. В текущем варианте обязательства кредиторов раздельны, то есть выходящий из синдиката кредитор самостоятельно осуществляет права и обязанности в отношении заемщика в размере своей доли в кредите.

Вопрос регистрации управляющего залогом в различных реестрах является важным для развития вторичного рынка синдицированного кредитования. Законопроект предлагает модель, при которой в реестре регистрируется управляющий залогом, плюс кредиторы-залогодержатели, если это предусмотрено договором. Но все эти действия должны быть осуществимы через управляющих залогом.
Еще одно важное положение законопроекта — к межкредиторскому соглашению не применимы положения о договоре товарищества, и оно основано на существующей концепции соглашения между кредиторами. Также в законопроекте ко второму чтению расширен круг вопросов, принимаемых по решению большинства, введена обязательность решения большинства для всех кредиторов и кредитного агента, предусмотрен одновременный переход прав и обязанностей по всем связанным договорам, упрощены формальности в части уведомления об уступке.

Еще один важный блок изменений касается прав кредиторов в процедуре банкротства должника по договору синдицированного кредита.

В законопроекте второго чтения основные изменения в процедуре банкротства должника предполагают: предоставление кредиторам возможности осуществлять права в деле о банкротстве должника самостоятельно или через агентов; регулирование механизма осуществления прав кредиторов через кредитного агента и/или управляющего залогом; устранение правовой неопределенности в связи с использованием специальных счетов кредитного агента и управляющего залогом (кредитный агент или управляющий залогом открывают в банке отдельный номинальный счет, бенефициарами которого являются все участники синдиката, действующие через такого агента); возможность обратиться с заявлением о признании должника банкротом по упрощенной процедуре для всех участников синдиката.

Законопроекты и рекомендации

- Комитет Госдумы по финансовому рынку рассмотрел законопроект №157752-7 «О внесении изменений в ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (о создании механизма интерактивной удаленной аутентификации и идентификации клиента кредитной организации)».

- Комитет Госдумы по финансовому рынку рассмотрел законопроект №221761-7 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях. (В части установления ответственности за несоблюдение уполномоченными органами и организациями требований о перечислении денежных средств, указанных в перечне видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве, на специальный социальный банковский счет)».

- Комитет Госдумы по финансовому рынку рассмотрел законопроект №223147-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве". (Для исключения возможности обращения взыскания на денежные выплаты социального характера)».

- Госдума на сайте госзакупок объявила конкурс на проведение исследования рынка криптовалют, блокчейна и связанных с ними рисков. Сумма контракта составляет почти 2,5 млн рублей.

Согласно документам, победитель конкурса должен будет исследовать зарубежный опыт внедрения и использования новых финансовых технологий, в том числе блокчейн, криптовалюты, ICO.

Победитель должен назвать основные риски новых технологий и предложить способы противодействия им. Результаты исследования будут использоваться для создания законодательных инициатив.

-  Банк России разработал проект Указания «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 28.06.2017 № 180-И «Об обязательных нормативах банков».

Проект предусматривает реализацию норм Стандарта Базельского комитета по банковскому надзору «Basel III leverage ratio framework and disclosure requirements» (Базель III. Показатель левериджа и требования к раскрытию информации) (январь 2014 года), устанавливающего порядок расчета норматива достаточности капитала банка с учетом взвешивания активов по уровню риска 100 процентов (норматив финансового рычага Н1.4).

Данный Стандарт вступает в силу в пруденциальных целях, т.е. показатель финансового рычага становится обязательным нормативом с 1 января 2018 года. Реализация указанного стандарта является завершающей частью внедрения установленных требований к достаточности капитала банка в рамках Базеля III.
В настоящее время банки раскрывают информацию о показателе финансового рычага в рамках отчетов по формам 0409808 «Отчет об уровне достаточности капитала для покрытия рисков, величине резервов на возможные потери по ссудам и иным активам» и 0409813 «Сведения об обязательных нормативах, показателе финансового рычага и нормативе краткосрочной ликвидности».

Новый обязательный норматив финансового рычага Н1.4 рассчитывается как отношение величины основного капитала банка к сумме балансовых активов, кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера; кредитного риска по операциям с ПФИ; а также кредитного риска по сделкам, совершаемым на возвратной основе с ценными бумагами, переданными без прекращения признания.

Требование о расчете и соблюдении норматива финансового рычага Н1.4 будет распространяться только на банки с универсальной лицензией.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н1.4 устанавливается в размере трех процентов.

Планируемая дата вступления в силу изменений, предусмотренных проектом, — 1 января 2018 года.

- Банк России разработал проект указания «О внесении изменений в Указание Банка России от 4 сентября 2013 года № 3054-У «О порядке составления кредитными организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Проект указания вносит изменения в порядок отражения корректирующих событий после отчетной даты, устанавливая критерий существенности для отражения в бухгалтерском учете корректирующих событий после отчетной даты.

Также проект указания исключает необходимость помещения вторых экземпляров мемориальных ордеров, на основании которых отражаются корректирующие события после отчетной даты, в сшив документов «Годовая отчетность за ____ год».

Вступление в силу проекта указания предусмотрено с 1 января 2018 года.

- Вышел «Вестник Банка России» № 81.



25.09.2017
Эта статья была разослана 1426 on-line подписчикам bosfera.ru
Материалы альянса финансовых медиа:
Разговоры финансистов

АДРЕСА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
Перейти в Раздел
Вверх