Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Обзор событий на рынке банковского надзорного регулирования за неделю (19–23 июня 2017 года)
26.06.2017 Аналитика

Обзор событий на рынке банковского надзорного регулирования за неделю (19–23 июня 2017 года)

Обзор регулирования финансовых рынков


Отраслевые ассоциации и объединения

- Ассоциация российских банков по просьбе Департамента допуска и прекращения деятельности финансовых организаций Банка России провела опрос банковского сообщества, каким образом лучше отразить в лицензии на осуществление банковских операций дифференциацию между банками с универсальной лицензией и банками с базовой лицензией.

Регулятор предложил рассмотреть один из двух вариантов:
1) дополнение наименования выдаваемой лицензии словом «универсальная» либо «базовая»;

2) добавление в номер лицензии, выдаваемой банку с базовой лицензией (в том числе при замене лицензии действующему банку), буквенного префикса «Б» и указание непосредственно в тексте лицензии (например, в виде текста, расположенного после перечня банковских операций) ограничений по субъектному составу клиентов.

Ассоциация провела соответствующий опрос банков с уставным капиталом до 1 млрд рублей. Результат опроса свидетельствует о том, что 73% банков, принявших участие в подготовке ответа, считают более предпочтительным первый вариант. Иными словами, по мнению банков, способ идентификации видов банков, при котором наименование лицензии на осуществлении банковских операций будет дополнено словом «универсальная» или «базовая», соответственно, сможет надлежащим образом уведомить клиентов и контрагентов банка о его статусе.

- Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян июня провел встречу с руководителями кредитных организаций. Участники встречи обсудили вопросы планируемого создания базы залогов, проблемы оценки ликвидности залогов, вопросы взаимодействия ассоциации с участниками рынка и другие актуальные темы.

- Ассоциация российских банков, Национальная ассоциация участников фондового рынка и Национальная финансовая ассоциация, являющиеся держателями стандартной документации по рынку деривативов, на основании которой участники российского финансового рынка совершают сделки, выразили озабоченность недавно принятым Арбитражным судом города Москвы решением о признании недействительным договора валютного опциона, заключенного между ПАО «Транснефть» и ПАО «Сбербанк». Суд пришел к выводу, что при заключении договора Сбербанк не раскрыл должным образом информацию о существе и рисках указанных сделок, и в результате Транснефть заблуждалась относительно условий сложного производного финансового инструмента (ПФИ).

Решение суда вызывает у Ассоциаций недоумение, так как принятые ранее судебные решения по подобным делам признавали недействительными сделки ПФИ по этим основаниям только в целях защиты слабой стороны по договору в случае, если сильная сторона (банк) действует недобросовестно при заключении договора, в частности, не раскрыв информацию о сути и рисках ПФИ, либо злоупотребляет своим правом, предусмотренным условиями договора. Такие решения были приняты судами в соответствии с Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда от 14.03.2014 No 16 «О свободе договора и ее пределах», которое среди прочего касается вопросов недействительности договоров, предложенных сильной (профессиональной стороной), которые явно нарушают баланс интересов не в пользу слабой стороны (несправедливые договорные условия).

Ассоциации считают, что Транснефть не может считаться слабой стороной договора. Компания по масштабу деятельности отвечает всем возможным критериям квалифицированного инвестора как по российскому, так и по зарубежному праву. У компании имеется большой опыт в области производных финансовых инструментов, а наличие в компании высококвалифицированного менеджмента и самостоятельных подразделений, в функции которых входит оценка финансовых и валютных рисков и применение ПФИ для их хеджирования, явно свидетельствует о наличии достаточной квалификации Транснефть в этой сфере.

- Банк России ответил на письмо АРБ«Об устранении коллизии между правилами пунктов 1.2 и 3 статьи 859 ГК РФ».

- Банк России ответил на письмо АРБ «О применении положений законодательства о лицах, связанных с кредитной организацией, и о связанных заемщиках».

- Банк России дал разъяснения на запрос Ассоциации «Россия» по вопросам подтверждения доходов заемщиков - физических лиц, ссуды которым находятся на индивидуальной оценке.

Законопроекты и рекомендации

- В Госдуму внесен законопроект № 204679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части сделок по синдицированному кредиту)».
Законопроект направлен на устранение правовых неопределенностей, касающихся регулирования договоров синдицированного кредита. Развитие правового регулирования синдицированного кредита позволит увеличить объемы кредитования в реальном секторе экономики и повысить доступность кредита при одновременном снижении кредитных рисков, принимаемых отдельными кредиторами.

Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» новой статьей 25.2 «Синдицированный кредит». Законопроект предусматривает также изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования отношений, связанных с учетом прав залогодержателей.

Законопроект также предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части установления требований залоговых кредиторов. Тем самым устраняется существующая правовая неопределенность.

Кроме того, законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1.

Законопроект не противоречит положениям Договора об Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров.

- В Госдуме в третьем чтении принят законопроект № 61749-7 «О внесении изменения в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (о совершенствовании взаимодействия Банка России с кредитными организациями посредством использования личного кабинета)».

Проект Федерального закона предоставляет Банку России право взаимодействия с кредитными организациями посредством создания информационного ресурса на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме личного кабинета кредитной организации в целях получения кредитными организациями от Банка России документов, в том числе требований (предписаний) Банка России, а также передачи в Банк России отчетности, документов (информации), обращений о предоставлении разъяснений по применению нормативных актов Банка России.

- Банк России вынес на рассмотрение проект Положения «О порядке расчета норматива чистого стабильного фондирования («Базель III») системно значимыми кредитными организациями», который разработан в рамках внедрения международных подходов к оценке и регулированию риска ликвидности согласно документу Базельского комитета по банковскому надзору «Basel III: the net stable funding ratio (October 2014)».

Проект положения устанавливает порядок расчета норматива чистого стабильного фондирования (НЧСФ) и его минимально допустимое числовое значение в величине 100%. Расчет и соблюдение НЧСФ осуществляются на консолидированной основе на уровне банковской группы, головной кредитной организацией которой является СЗКО (норматив Н28), или на индивидуальной основе (норматив Н29), в случае если СЗКО не является головной кредитной организацией банковской группы.

НЧСФ определяется как отношение имеющегося стабильного фондирования к требуемому стабильному фондированию. Величина имеющегося стабильного фондирования рассчитывается как сумма источников собственных средств (капитала) и балансовых и отдельных внебалансовых обязательств банковской группы (кредитной организации), умноженных на соответствующие коэффициенты стабильности фондирования в зависимости от их видов и сроков, а также иных факторов. Величина требуемого стабильного фондирования рассчитывается как сумма балансовых и отдельных внебалансовых активов (требований), условных обязательств кредитного характера и оценочных обязательств банковской группы (кредитной организации), умноженных на соответствующие коэффициенты требуемого стабильного фондирования в зависимости от оставшегося срока до востребования (погашения) и уровня риска ликвидности соответствующего вида актива (требования), а также иных факторов.

Проект положения планируется к вступлению в силу с 1 января 2018 года.

- Банк России опубликовал Указание от 25.04.2017 № 4360-У «О внесении в Инструкцию Банка России от 4 июня 2012 года № 138-И «О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведение валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядка учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».

- Вышел «Вестник Банка России» № 53






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ