Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Обзор событий на рынке банковского надзорного регулирования за неделю (20–24 ноября 2017 года)
27.11.2017 Аналитика

Обзор событий на рынке банковского надзорного регулирования за неделю (20–24 ноября 2017 года)

Обзор регулирования финансовых рынков


Отраслевые ассоциации и объединения

- 21 ноября 2017 года в Ассоциации российских банков состоялась рабочая встреча членов Комитета по банковской безопасности, в которой приняли участие представители Банка России (ГУБиЗИ и FinCERT) и руководители подразделений информационной безопасности кредитных организаций с сотрудниками УУР, УЭБиПК, ГСУ, УОД, УНК ГУ МВД России по г. Москве по теме «Изменение параметров услуг по дистанционному банковскому обслуживанию клиентов с целью исключения противоправного несанкционированного вмешательства».

Участники встречи на компетентном уровне обсудили ряд вопросов, предложенных инициаторами, и по многим из них нашли взаимопонимание. В частности, общее одобрение вызвали предложения о совершенствовании взаимодействия подразделений безопасности кредитных организаций с правоохранительными структурами в решении задач борьбы с мошенничеством в системах дистанционного банковского обслуживания.

- 22 ноября состоялось заседание Президиума Совета АРБ, в котором принял участие Директор Департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ РФ Юрий Полупанов.

Основные вопросы, рассмотренные на заседании, касались проблем отказа банками в обслуживании (открытии счетов и проведении операций по счетам) клиентам, попавшим в «списки 550-П» в рамках соблюдения противолегализационного законодательства.

Законопроекты и рекомендации

- Госдума приняла в третьем чтении законопроект № 978680-6 «О внесении изменений в статью 9-1 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)».

Целью законопроекта «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)» является создание дополнительной защиты граждан при получении кредитов (займов) в валюте, отличной от валюты, в которой выражен их доход, путем информирования о повышенных рисках, возникающих при получении таких кредитов (займов).

Законопроектом предлагается дополнить информацию о потребительских кредитах (займах), обязательную к размещению кредитором, сведениями о повышенных рисках заемщиков, получающих доходы в валюте, отличной от валюты кредитов (займов). Принятие законопроекта позволит гражданам более точно оценить риски, возникающие при получении кредитов (займов) в иностранной валюте, в том числе обеспеченных ипотекой.

- Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроекты, направленные на совершенствование законодательства о финансовом оздоровлении кредитных организаций.

Цель законопроектов — повышение эффективности действующего механизма финансового оздоровления кредитных организаций, которым предусматривается использование средств Банка России для финансирования предупреждения банкротства банков. Предлагается, в частности, установить возможность не прекращать право банков предоставлять соответствующие банковские услуги в случае реализации Банком России в отношении них мер, направленных на повышение их финансовой устойчивости.

Предлагается также в этом случае не ограничивать банки в возможности выдавать банковские гарантии для обеспечения обязанности по уплате налогов и других платежей, регулируемых Налоговым кодексом. Внесение в законодательство предлагаемых изменений будет способствовать сохранению ликвидности кредитных организаций и стабильности банковской системы в целом.

Проекты федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект 1), «О внесении изменений в статью 15.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (законопроект 2, КоАП), «О внесении изменения в статью 741 Налогового кодекса Российской Федерации» (законопроект 3) внесены Минфином России.

Федеральным законом от 1 мая 2017 года №84-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен порядок прямого участия Банка России в реализации мер по предупреждению банкротства банков за счет средств Банка России, составляющих Фонд консолидации банковского сектора, для восстановления их финансовой устойчивости и сохранения на финансовом рынке участников, соответствующих регулятивным требованиям.

В рамках реализации этого механизма Банк России приобретает не менее 75% обыкновенных акций (долей) санируемого банка, что минимизирует риски, связанные с возможностью неисполнения банком своих обязательств.

В то же время до завершения реализации Банком России мер по предупреждению банкротства банки в течение определенного периода времени могут не соответствовать требованиям отдельных нормативных правовых актов Российской Федерации для целей открытия в них счетов и депозитов отдельными видами юридических лиц, выдачи гарантий и поручительств.

Исключение санируемых банков из числа кредитных организаций, имеющих право обслуживать стратегические предприятия и организации, может привести к снижению ликвидности и ухудшению их финансового состояния, существенно осложнить реализацию действий по предупреждению их банкротства, что не соответствует целям введения нового механизма санации.

Законопроектом 1 предлагается установить возможность не прекращать право банков предоставлять соответствующие банковские услуги в случае реализации Банком России в отношении таких банков мер, направленных на повышение их финансовой устойчивости.

Внесение предусмотренных законопроектом 1 изменений в действующее законодательство повлечет необходимость уточнения отдельных положений КоАП. Законопроектом 2 предлагается внести необходимые корреспондирующие изменения в статью 15.39 КоАП.

Кроме того, до завершения реализации Банком России мер по предупреждению банкротства банки в течение определенного периода времени могут не соответствовать требованиям, предъявляемым к банкам, выдающим банковские гарантии для целей обеспечения обязанности по уплате налогов и других платежей, регулируемых Налоговым кодексом (пункты 3 и 9 статьи 741 части первой Налогового кодекса).

Ограничение санируемых банков в возможности выдавать такие банковские гарантии также может привести к снижению ликвидности и ухудшению их финансового состояния, осложнить реализацию действий по предупреждению их банкротства.
Законопроектом 3 предлагается не ограничивать банки в возможности выдавать банковские гарантии для обеспечения обязанности по уплате налогов и других платежей, регулируемых Налоговым кодексом, в случае реализации Банком России мер, направленных на повышение финансовой устойчивости банка.
Принятие законопроектов будет способствовать сохранению ликвидности кредитных организаций и стабильности банковской системы в целом.

Законопроекты будут рассмотрены на заседании Правительства.

- Вышел «Вестник Банка России» № 98–99.

- Вышел «Вестник Банка России» № 100.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ