Вход Регистрация
Подписка

Оценка рентабельности POS-терминальной сети

25.12.2015

Следует ли менять стратегию развития POS-терминальной сети? Сколько транзакционного оборудования нужно купить на склад? Как быстро окупается сеть торговых POS-терминалов с учетом меняющихся цен на транзакционное оборудование? Нужно ли изменять тарифы по эквайрингу? На все эти вопросы можно ответить только тогда, когда имеется достоверная аналитическая информация, показывающая действительное состояние сети POS-терминалов, устанавливаемых банками в торговых точках для обслуживания держателей банковских карт

Многие банки очень упрощенно подходят к оценке эффективности и рентабельности собственной POS-терминальной сети. Одни банки оценивают эффективность с точки зрения оборота по банковским картам в торгово-сервисной сети: если оборот в торговой точке превышает определенное значение, значит, терминал эффективен или рентабелен, а если нет, то он неэффективен и нерентабелен. Другие банки оценивают комиссионный доход от каждого терминала — превышает он или нет установленное значение, а есть банки, которые оценивают только общий оборот и общие доходы в целом по эквайринговой сети.

Однако такие упрощенные подходы не позволяют управлять эффективностью и рентабельностью POS-терминальной сети и часто приводят не к увеличению прибыли банка, а к росту его финансовых потерь. Ведь многие региональные коммерческие банки не имеют собственного процессинга, и им приходится платить комиссии банку-спонсору по операциям, проведенным в собственной эквайринговой сети, как по картам других банков-эмитентов, так и по собственным картам. Без учета этих и других расходов по содержанию POS-терминальной сети вообще нельзя делать никаких выводов, так как это может привести к принятию неправильных управленческих решений. Также необходимо учитывать, что терминальное оборудование различается по стоимости, а значит, имеет разные сроки окупаемости.

Текущая рентабельность

Для получения актуальной и достоверной финансовой информации о состоянии эквайринговой сети в банке необходимо организовать дополнительный финансовый учет POS-терминалов. Прежде всего следует ввести понятие «плановая рентабельность POS-терминала» — величина ежемесячной прибыли, которую банк должен получить, чтобы окупить приобретение и установку POS-терминала в торговой точке. Разные модели транзакционного оборудования имеют разную цену, и эта цена может существенно изменяться в связи с изменением валютных курсов, поэтому у каждого POS-терминала будет своя величина плановой рентабельности. Обычно банки устанавливают плановый срок окупаемости POS-терминала равным 18, 24 или 36 месяцам. Значит, для терминала стоимостью 30 000 рублей плановая рентабельность составит 833 рубля при плановом сроке окупаемости 36 месяцев, а для терминала стоимостью 20 000 рублей плановая рентабельность составит 1110 рублей при плановом сроке окупаемости 18 месяцев.

Тогда аналитический ежемесячный отчет по оценке текущей рентабельности POS-терминальной сети может выглядеть примерно так, как показано на рис. 1.

 

 

На этой диаграмме убыточные терминалы — это те, которые за месяц принесли банку убытки, а терминалы с низкой рентабельностью — те, которые принесли банку прибыль, но она меньше плановой рентабельности POS-терминала. Количество терминалов на складе и в ремонте определяется по данным на последний день отчетного периода.

Для того чтобы рассчитать текущую рентабельность каждого POS-терминала, банкам необходимо вести финансовый учет в разрезе каждого терминала. Обычно в АБС, используемых в банках, не предусмотрен учет рентабельности POS-терминальной сети, поэтому банкам необходимо самостоятельно создавать специальную учетную программу. В этой программе у каждого терминала есть свой баланс, на котором учитываются все полученные доходы и отражаются все расходы, которые несет банк при эксплуатации данного терминала.

Перечень обязательных полей, используемых в данной программе:

• SN — уникальный серийный номер транзакционного устройства;

• инвентарный номер — уникальный номер, используемый при материальном учете оборудования в банке;

• статус устройства — установлено, в ремонте, на складе, списано;

• текущий ID — уникальный номер POS-терминала в платежной системе;

• ТСТ — название торгово-сервисной точки, в которой в данный момент установлен POS-терминал (для терминалов со статусом «установлен»);

• текущий баланс — положительное или отрицательное значение в рублях, показывающее, какую прибыль или какие убытки принесло банку транзакционное устройство с момента его приобретения;

• стоимость терминала — цена транзакционного устройства, по которой он был приобретен;

• дата приобретения — дата поступления устройства на склад, часто устанавливается в формате месяц-год;

• плановая рентабельность — отношение стоимости терминала к плановому сроку окупаемости в рублях;

• принадлежность к отделению — данное поле позволяет вести аналитическую отчетность в разрезе отдельных отделений.

В дополнительных полях могут указываться другие необходимые данные, облегчающие управление POS-терминальной сетью и ее контроль (дата последней транзакции, количество инцидентов, тариф, дата последней установки, дата последнего снятия терминала, модель оборудования, информация о расходных материалах, контактные данные торговой точки, дата изменения статуса и т.д.). Такая программа также может получать (экспортировать) данные из других банковских программ (АБС, программы по учету транспортных расходов, складской программы, программы, используемой для материального учета, базы данных «Инциденты» и т.д.). Эта программа также должна уметь формировать необходимую аналитическую отчетность.

Как показывает практика, при расчете текущего баланса терминала и текущей рентабельности терминала основной проблемой, с которой сталкиваются банки, является организация корректного учета расходов, понесенных банком при эксплуатации транзакционного устройства. Если комиссионные расходы, оплачиваемые банку-спонсору и платежным системам, банки умеют считать хорошо, то остальные расходы обычно не принимаются во внимание, а структура расходов такова, что зачастую они очень существенны, и их учет позволяет банкам совершенно по-другому оценить рентабельность и окупаемость POS-терминальной сети.

Структура расходов на поддержание и сопровождение POS-терминальной сети

Надо понимать, что банки, не имеющие собственного процессинга, помимо комиссионных расходов от оборота в торговых точках, несут дополнительные затраты на приобретение необходимых лицензий, а также обычно платят банку-спонсору за регистрацию терминальных устройств. Кроме того, необходимо учитывать затраты на приобретение расходных (бумага) и рекламных материалов (стикеров в торговые точки, рекламных буклетов и пр.).

При использовании АБС сторонних разработчиков иногда расходы на сопровождение АБС достаточно высоки: в пересчете на каждый счет, открытый в АБС, ежемесячные расходы на один терминал могут достигать десятков, а иногда и сотен рублей.

Однако основная часть дополнительных расходов связана с расходами на персонал. Подавляющее большинство банков не учитывает их при оценке рентабельности и окупаемости POS-терминальной сети, а ведь в процессе развития, сопровождения и поддержания в рабочем состоянии эквайринговой сети принимает участие большое количество сотрудников банка самых разных направлений (пример приведен в таблице).

Основной функционал сотрудников, участвующих в процессе развития и сопровождения POS-терминальной сети

Должность/Направление Функционал

Руководитель отделения / менеджер по продажам / специалист по работе с корпоративными клиентами

Поиск и привлечение клиентов, заключение договоров и дополнительных соглашений

Сотрудник службы безопасности

Проверка юридического лица / предпринимателя /торговой точки, загрузка ключей безопасности в POS-терминалы

Сотрудники IT

Программирование POS-терминалов, их установка в торговую точку, техническое обслуживание,  поддержка и организация ремонта POS-терминалов 

Сотрудники транспортного отдела

Транспортные расходы, связанные с установкой, заменой и техническим обслуживанием POS-терминалов 

Сотрудники склада

Прием и выдача POS-терминалов со склада

Бухгалтерское сопровождение POS-терминальной сети

Регистрация торговых точек в платежных системах, формирование отчетности, файловый обмен с банком-спонсором, проведение бухгалтерских операций

Сотрудники колл-центра

Прием и фиксация инцидентов

Руководители и топ-менеджеры банка

Принятие решений по индивидуальным тарифам для VIP-клиентов

Бизнес-подразделение, ответственное за развитие эквайринговой сети

Разработка стратегии и тарифная политика, организация претензионной работы, контроль качества и рентабельности POS-терминальной сети

Для корректного учета расходов, связанных с функционалом сотрудников банка, проще всего в нормативном документе, который описывает функционал сотрудников при выполнении деятельности, связанной с установкой и работой POS-терминалов, сделать в виде дополнения технологическую схему предоставления продукта. В этом документе должно быть описано, сколько времени (в минутах) должен тратить тот или иной сотрудник на выполнение той или иной работы.

Стоимость времени сотрудников зависит от заработной платы и дополнительных расходов (коммунальных расходов, расходов на связь, охрану, уборку помещений, IT, хозяйственных расходов). Себестоимость одной минуты рабочего времени сотрудников зависит от банка и категории сотрудника и может составлять от 6-7 рублей для самых эффективных банков до 25–30 рублей.

Учитывая, что с начала проведения переговоров до момента установки POS-терминала сотрудники затрачивают на выполнение своих функциональных обязанностей много времени, средняя себестоимость установки POS-терминала может составлять для отдельных банков несколько тысяч рублей. Расходы на групповые операции (бухгалтерские операции, обработку файлов и пр.) необходимо относить пропорционально на все POS-терминалы, имеющие статус «установлен».

Для большей эффективности и снижения трудозатрат процесс изменения баланса POS-терминала (увеличение его за счет доходов, полученных от клиента, и уменьшение его за счет отражения расходов) должен быть полностью автоматизирован. Исключение могут составлять расходы, связанные с ремонтом транзакционного оборудования и расходными материалами, претензионной работой, инцидентами и случаями мошенничества, а также транспортные расходы (при отсутствии в банке автоматизированной системы учета заявок на транспорт с формированием затрат). Все остальные расходы и доходы должны отражаться автоматически на балансе POS-терминала в зависимости от изменения его статуса и операций, проведенных по нему в эквайринговой сети (здесь потребуется простой импорт данных из АБС). Если банк использует для сопровождения и технической поддержки стороннюю аутсорсинговую компанию, то учет расходов по сопровождению эквайринговой сети еще больше упрощается.

Таким образом, благодаря корректному учету можно получать более достоверную информацию также об окупаемости POS-терминальной сети, сравнивая баланс POS-терминала со стоимостью его приобретения. Если прибыль (баланс POS-терминала) превысила закупочную стоимость устройства, то терминал считается окупившимся (рис. 2).

 

 

Окупаемость, равную нулю, имеют POS-терминалы, которые приобретены на склад, но еще ни разу не устанавливались в торговых точках. Все остальные терминалы, даже те, которые находятся в ремонте или на складе, но были ранее установлены в торговых точках, отражаются в расчете окупаемости.

Также хочется обратить внимание на процесс списания неремонтопригодных или устаревших транзакционных устройств. Если списывается устройство, которое уже окупилось, то ему просто присваивается статус «списан», а если это устройство еще не окупилось и было списано, то дополнительно разницу между закупочной стоимостью и балансом этого POS-терминала автоматически отражают как убытки от эквайринговой сети и программно разносят на все терминалы со статусом «установлен».

Очень часто при введении такого учета POS-терминальной сети банки сталкивается с тем, что они не имеют достоверной информации о доходах, расходах и степени окупаемости терминалов, установленных до внедрения новой системы учета. В этом случае можно временно ввести условное понятие (статус) «старый» терминал и в зависимости от даты его приобретения программно рассчитать степень его окупаемости, предполагая, что терминал ежемесячно приносил прибыль, равную его плановой рентабельности. В этом случае окупаемость POS-терминальной сети может выглядеть так, как показано на рис. 3.

 

 

Через какое-то время, когда баланс «старых» POS-терминалов превысит их закупочную стоимость, все они перейдут в раздел «Терминалы окупились» или будут списаны и банк получит достоверную картину финансового состояния POS-терминальной сети.

Получение достоверной информации о рентабельности и степени окупаемости существующей POS-терминальной сети и анализ изменений во времени этих ключевых параметров позволяет сотрудникам, отвечающим за развитие эквайрингового бизнеса, принимать правильные управленческие решения. Примерами таких решений могут быть целесообразность передачи части функционала аутсорсинговым компаниям, внесение изменений в тарифы и ввод дополнительной абонентской платы для клиентов или выбор нового клиентского сегмента. А главное — не будут приняты решения по расширению POS-терминальной сети, когда вместо прибыли банки получали бы убытки, о которых они и не подозревали. Также банки смогут сосредоточиться на увеличении рентабельности и прибыльности своей эквайринговой сети за счет ее оптимизации и увеличения эффективности бизнес-процессов.



25.12.2015
Эта статья была разослана 1402 on-line подписчикам bosfera.ru
Материалы альянса финансовых медиа:
Разговоры финансистов

АДРЕСА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
Перейти в Раздел
Вверх