Вход Регистрация
Подписка

Ольга Дергунова: Партнерство между телекомами, банками и регуляторами — залог успеха

05.10.2017

5 октября 2017 года в рамках второго дня Finopolis 2017 на пленарном заседании «Новая экономика в едином цифровом пространстве», Ольга Дергунова, заместитель президента–председателя правления банка ВТБ поделилась мыслями о сложностях цифровой трансформации.

Приводим тезисы ее выступления:

• Главным движущим фактором, который будет заставлять и телеком-операторов и финансовые учереждения двигаться в сторону потребителя — это построение универсальных сервисов под контролем государства и регуляторов, для того чтобы каждый из нас занимался своим делом и не тратил время на единообразные, однотипные способы решения задач.

• Построение единой национальной биометрической платформы будет является залогом того, что все государственные сервисы и все сервисы, которые будут работать на этой платформе, будут развиваться быстрее. Если такая национальная биометрическая платформа в течение трех лет заработает, то стоимость оказания услуги финансовыми учреждениями для клиентов драматически снизится. И тогда отвечая себе на вопрос: «Можем ли мы позволить себе стать технологической компанией?», наверное, мы сделаем еще один шаг навстречу этому движению. Потому что мы не будем заботиться о технологических стандартах, которые мы должны соблюдать, в биометрии например, мы не будем заботиться о форм-факторах, которые должны быть в руках у наших клиентов и мы не будем заботиться (эту функцию возьмет на себя государство) о безопасности данных наших клиентов для использования в наших сервисах.

• Количество усилий, которые сегодня мы, как финансовое учереждение, как часть общей финансовой системы, тратим на обеспечения безопасности данных, контроль их целостности, перемещение данных между системами — составляет существенную часть наших затрат. И любая возможность партнерства в построении единой системы координат, единых баз данных, унифицированных хранилищ данных, к которым мы все можем одновременно иметь доступ, позволит нашей индустрии развиваться значительно быстрее.

• Основной риск — он всегда остается тем же самым — это человеческий фактор. Первичный ввод информации, во многих случаях совершается человеком. Мы можем сколь угодно долго мечтать как распределенные реестры, блокчейны спасут мир и сделают нас лучше — безопасность и неизменность данных в технологии будет обеспечена, но тот кто вводит недостоверные данные, является человеком, с которым приходится иметь дело.

• Если сервисная модель и ответственность государства позволит государству помечтать и принять решение, что цифровая идентичность гражданина — это полная замена бумажного паспорта цифровой записью, которая сопровождает гражданина в течение всей его жизни, добавляя атрибуты в процессе исторической деятельности этого гражданина, тогда вопрос в пропорции ответственности, между тем, кто должен создавать национальные платформы, кто должен ими управлять и кто должен отвечать за эти данные, очевидно переходит в сторону государства. Но это не мешает коммерческим операторам выступать сервис-операторами этой услуги. По-сути, такая партнерская модель, когда государство формирует требования, задает стандарты, определяет способ и скорость движения, но дальше отдает создание коммерческим операторам — это нормальная работающая модель.

• Когда мы говорим о красивых интерфейсах, мобильных устройствах — этой радостной концепции изменения поведения потребителя, то мы чаще говорим о физических лицах. Когда мы вернемся на землю и вспомним, что доля малого бизнеса у нас не очень высока, а крупные и средние компании составляют существенную часть ВВП нашей страны, мы возвращаемся в мир, который очень далек от цифровой трансформации. Встает вопрос — какой должна быть национальная платформа идентификации юридических лиц? Как обеспечить движение данных о юридических лицах внутри финансового сектора, со всеми министерствами и ведомствами, которые владеют этой информацией, чтобы сделать тоже самое, что мы сейчас делаем для рынка физических лиц? На вопрос что делать — строить единые универсальные сервисы, максимально перекладывать их на те государственные «плечи», которые дальше через масштабирование вернуться к нам с услугой, на которую мы можем опереться, но и не забывать о юридических лицах, которые требуют точно такого же подхода и точно такого же внимания, как и физические лица.

• Розничный бизнес будет, скорее всего, очень сильно стандартизирован. Если говорить о корпоративно-инвестиционном бизнесе, то я уверена, что нам будут продолжать платить деньги за право поговорить. Потому что когда ты делаешь сложно структурированную сделку о переходе акционерного капитала, то при всем уважении к чат-боту, хочется поговорить с человеком и удостовериться, что мы одинаково интерпритируем структуру сделки. Поэтому мне кажется, что даже у традиционных банков еще будет время для того чтобы продолжать оказывать свои услуги.

• Крупные банки и особенно банки с государственным участием, мы продолжим нести на себе социальную ответственность, потому что мы будем двигаться вместе со страной и степенью диджитализации населения во всех точках нашей необъятной Родины. 11 часовых поясов, на которых мы находимся, неодинаково покрыты на сегодняшний день мобильной связью, чтобы насладиться p2p-переводом из удобного мобильного приложения. Приходится жить немного по-другому.

• Для регулятора сейчас очень важно зафиксировать ту точку и дату, когда 100% населения Российской Федерации должно иметь цифровой идентификатор. И дальше очень важно на уровне Правительства ресурсно обеспечить достижение этой задачи — не рассказать, что мы туда пойдем, а по сути, поставить строку в бюджете, чтобы это сделать.



05.10.2017
Эта статья была разослана 1406 on-line подписчикам bosfera.ru
Материалы альянса финансовых медиа:
Разговоры финансистов

АДРЕСА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
Перейти в Раздел
Вверх