Банковское обозрение

Сфера финансовых интересов

04.10.2016 Мнение
От NFC-платежей к remote banking

Готовность потребителей использовать бесконтактные технологии достигла стадии «раннего большинства», а рынок становится емким и значимым, чтобы действовать на нем незамедлительно. Такой вывод можно сделать из выступлений спикеров третьего по счету форума NFC LIVE Moscow 2016, организованного журналом «Банковские технологии» 3-4 октября 2016 года 



Первый бесконтактный платеж по карте был совершен в России еще в 2008 году, а в 2012-м было запущено первое мобильное платежное приложение. По мнению Андрея Тарусова, вице-президента MasterCard распространение бесконтакта сейчас в стране неплохое, на рынке помимо карт представлены все три мобильные NFC-технологии, реализованные на sim-карте, самом смартфоне и в облачном варианте. Хорошо развиваются транспортные проекты, так четыре из семи российских метрополитенов принимают банковские карты, причем в Санкт-Петербурге, Казани и Новосибирске — на всех станциях.

«Бесконтактное будущее уже наступило», — еще более определенно высказался Кирилл Горыня, генеральный директор CardsMobile. Событием отрасли на прошлой неделе стал запуск в России платежного сервиса Samsung Pay, который доступен держателям карт нескольких крупных банков (ВТБ24, Альфа-Банк и др.). А на этой неделе анонсирован долгожданный запуск Apple Pay, в числе партнеров которой будет Сбербанк. «Еще несколько лет назад продукты, связанные с бесконтактными технологиями, воспринимались как «гиковские» и нишевые, — признает Кирилл Горыня, — но сегодня это сами собой разумеющиеся вещи. Приход на это поле мировых IT-гигантов многократно ускорит процессы распространения бесконтактных сервисов».

Приложение «Мобильный кошелек» от CardsMobile прошло несколько этапов развития, его функционал на сегодня поддерживает выпуск и привязку банковских карт, а также множества карт лояльности. Платежи — важная, но далеко не единственная составляющая кошелька (как и его привычной, «оффлайновой» версии из кожи). Количество выпущенных карт лояльности на порядок больше банковских, и держать их в реальном кошельке — реальная боль клиента, которую и призвано решить приложение. Такая трактовка находит отзыв у клиентов — каждые сутки в приложении оцифровывается 50–70 тыс. карт, а их общее количество уже порядка 5 млн.

По-своему выстраивает работу со своей клиентурой оператор сотовой связи МТС. В этом году в линейке финансовых сервисов компании появилось приложение «МТС.Деньги», которое поддерживает NFC-платежи — для этой цели выпускается виртуальная карта МТС Банка. Также приложение поддерживает функционал транспортной карты «Тройка», оперирует скидочными картами и купонами. Реквизиты виртуальной карты, выпущенной в приложении, как и обычного «пластика», можно использовать в других целях — например, для оплаты в интернет-магазинах, или привязки к мобильным сервисам такси. Поэтому, считает Андрей Макаров, руководитель платежных сервисов МТС, уместно говорить уже не столько об NFC, сколько о remote banking — наборе платежных инструментов, поддерживающих удаленную идентификацию клиента.

Инфраструктура поддержки NFC-платежей в России уже достаточно развитая, считают эксперты. По оценке агентства J’son & Partners в 2015 году количество бесконтактных терминалов приблизилось к 250 тыс., а до конца этого года проникновение может составить 25–30% всего парка. Согласно требованиям платежных систем, все новые POS-терминалы должны поддерживать NFC, собственно производители оборудования сейчас поставляют на рынок исключительно такие модели.

Принимая во внимание, что бесконтактные технологии не ограничиваются платежным функционалом, а все больше захватывают другие сферы (контроль доступа, лояльность, ID-решения), сеть обслуживания и потенциал использования эмитентских продуктов (в т.ч. мобильных приложений) огромен.