Вход Регистрация
Подписка
Новости Войти в раздел

Парадоксы карточного рынка

Платежная пластиковая карта продолжает триумфальное шествие по России, стремительно завоевывая кошельки ее обитателей. Но перспектива пластикового бизнеса, судя по последним данным ЦБ РФ, не так уж благополучна: в индустрии в последние годы нарастают негативные тенденции, которые в среднесрочной перспективе могут резко затормозить развитие этого бизнеса.

Реальная стоимость покупки на одну карту снижается

Седьмой Московский международный форум по платежным картам в России прошел под знаком ярко выраженного оптимизма. Его участники не только с радостью констатировали высокие количественные показатели роста, но и отметили появление в этой отрасли новых качественных тенденций: развитие пластикового кредитного рынка, включая продвижение кредитных револьверных карт и карт с разрешенным овердрафтом.

На первый взгляд, все основания для оптимизма у участников рынка есть. Действительно, динамика пластикового бума буквально завораживает: с начала 2001 года по третий квартал 2004 года ежеквартальные темпы прироста равнялись 10,6%, что в среднем за год составило 49,9%. На диаграмме 1 хорошо виден бурный рост количества используемых пластиковых карт. Здесь же представлен и прогноз, спроецированный нами до конца 2006 года, когда общее количество карт должно достигнуть 78 млн штук.

Вполне понятно, что прогнозируемых значений участникам пластикового бизнеса удастся достичь лишь в том случае, если зафиксированная в последние годы динамика роста в 2005—2006 годах не претерпит существенных изменений. Быстро растет и обеспеченность россиян платежными картами, о чем свидетельствует диаграмма 2.

Но по этому показателю Россия по-прежнему в 10 раз отстает от США (там в расчете на 100 человек используется 200 карт), в 5 раз — от стран Западной Европы (100 карт на 100 человек) и в 2 раза — от стран Восточной Европы, где на сотню жителей приходится 35—40 картхолдеров.

Несмотря на оптимистические настроения, господствующие среди участников рынка, ряд аналитиков предпочитают говорить о нарастающих серьезных диспропорциях, которые со временем могут существенным образом сказаться на темпах роста отечественного карточного бизнеса. В первую очередь, это связано с тем, что расширение карточного оборота сейчас происходит, главным образом, за счет малодоходных «зарплатных» проектов, когда картой пользуются всего лишь два раза в месяц — для обналичивания аванса и получки. А вот доля гораздо более доходных операций по приобретению в торговой сети товаров (см. диаграмму 3) по платежным картам в совокупном обороте в последние годы довольно устойчиво сокращается.

Более того, с учетом инфляции реальная стоимость товаров, приобретенных на одну карту, в последние годы снизилась почти в 1,3 раза, или на 144 рубля. Об этом свидетельствует диаграмма 4.

В наиболее продвинутых регионах падают темпы роста

О том, что темпы роста в регионах, наиболее обеспеченных платежными картами, существенно ниже, чем в регионах, которые делают лишь первые шаги в пластиковом бизнесе, очень хорошо показывают диаграммы 5 и 6.

Следовательно, в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Тюменской области (первой тройке лидеров по состоянию на III квартал 2004 года), которые уже обогнали Восточную Европу по количеству карт, приходящихся на 100 человек, темпы роста в последние четыре года оказались в 4—8 раз ниже, чем в гораздо более отсталых Северной Осетии, Карачаево-Черкессии и Дагестане, занимающих в этом рейтинге три последних места (если не считать Ингушетии, где этого вида бизнеса в 2001 году еще не существовало). В принципе данный факт свидетельствует не только о некоторой наметившейся тенденции к сглаживанию (и это, несомненно, радует) существующих различий, но и о постепенном снижении потенциала роста по мере некоторого насыщения регионов платежными картами. При этом точка насыщения во многом зависит от материального благополучия населения данного региона.

С точки зрения истории пластикового бизнеса, первоначально в России платежными картами обзаводились наиболее состоятельные клиенты банков, использовавшие их во время поездок за границу, а впоследствии и при посещении отечественных элитных магазинов. Именно такую стадию сейчас переживают большинство северокавказских республик.

Следующей стадией стал переход на зарплатные проекты, который в богатых нефтедобывающих регионах несколько затянулся, а вот в Москве и Санкт-Петербурге уже наметилась определенная тенденция к увеличению покупок по платежным картам. Ряд регионов, где основная масса предприятий не обладает большими материальными возможностями, начали переходить на «покупательскую модель» роста еще на среднем (и даже ниже среднего) уровне развития карточного бизнеса.

Таким образом, в целом по России автором выделено 29 регионов с покупательско-интенсивной моделью роста, 2 региона с покупательско-экстенсивной, 18 регионов с зарплатно-экстенсивной и 29 регионов с зарплатно-интенсивной моделями роста. Таким образом, в 20 регионах рост объема пластиковых карт сопровождается снижением по ним реальной стоимости денежного оборота. Наряду с этим 29 регионов с покупательско-интенсивной моделью роста карточного бизнеса нуждаются в дополнительных инвестициях, поскольку для его развития требуются ресурсы, необходимые как для оборудования торговой сети соответствующими POS-терминалами, так и для создания прочей пластиковой инфраструктуры.

По мере накопления этих тенденций темпы роста объема карточного оборота либо будут снижаться, либо для их сохранения российским банками придется вкладывать в этот бизнес гораздо большие средства. Впрочем, последний вариант вряд ли устроит основную массу отечественных кредитных учреждений...

Карты — на 80% зарплатные

Центробанк опубликовал статистические данные по рынку пластиковых карт, из которых следует, что объем выпуска пластиковых карт растет, но этот рост все еще осуществляется в основном за счет зарплатных проектов. На конец прошлого года в России было выпущено около 35 млн банковских карт, что на 11,1 млн больше, чем в 2003 году. В 2004 году хотя и наблюдался значительный рост (на 45%) количества совершенных при помощи пластика операций, но основная их масса приходилась на снятие наличных в банкоматах. Так, в 2003 году россияне использовали карты 120,4 млн раз и только 15,5 млн раз пришлось на операции в торгово-сервисной сети. В 2004 году карты были использованы 175,5 млн раз, при этом в торговле или для оплаты услуг — всего 26,1 млн раз соответственно.

При этом статистика ЦБ РФ показывает, что доля безналичной оплаты товаров и услуг в общем объеме использования карт остается практически неизменной. Так, в 2001 году на безналичную оплату товаров и услуг приходилось около 15,3% от общего количества транзакций, в 2002 году — около 15,2%, в 2003 году — примерно 12,9%, в 2004 — 14,9%.



Эта статья была разослана 1190 on-line подписчикам bosfera.ru
Выбор редакции
Real-time аналитика и Business intelligence (BI) в банке Были времена, когда BI была нужна в финансовой сфере, главным образом, для перевода необработанной информации, собранной внутри организации, в осмысленную, удобную для восприятия человеком форму....
12.03.2017
Материалы альянса финансовых медиа:
Разговоры финансистов

закрыть