Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Просроченная задолженность в сегменте автокредитования растет
12.09.2016 АналитикаИсследования

Просроченная задолженность в сегменте автокредитования растет

Доля кредитных автомобилей несколько месяцев подряд показывает стабильный рост — практически 45% всех автомобилей были проданы с использованием кредитных средств. На аналогичный период прошло года их доля была на уровне 40%, в 2014 — 37%, пик доли кредитных машин был зафиксирован в 2013 году — 50%, в 2012 году — 45%, в 2011 году — 40%. Однако в абсолютных показателях (объем кредитования, общее количество выданных кредитов) по-прежнему наблюдается отрицательная динамика. По итогам 8 месяцев россияне потратили на покупку новых автомобилей более 1,1 трлн рублей


Однако все же увеличение доли кредитных автомобилей свидетельствует о некотором восстановлении рынка кредитования, но и одновременно, как было сказано ранее, о сохранении непростой макроэкономической ситуации в стране, в результате чего увеличилось число россиян, которые не могут позволить себе крупную покупку без обращения в банк за заемными средствами. Кроме того, увеличению доли кредитных машин поспособствовал выход на российский рынок ряда новых моделей автомобилей, рассчитанных на средний класс (Lada Vesta, Lada XRAY, Renaut Captur, Hyandai Creta), а также необходимость поменять старое транспортное средство в силу его износа во время длительной эксплуатации. Таким образом, данный рост доли кредитных автомобилей можно объяснить некоторым «приспасабливанием» россиян к новым экономическим условиям.

Вероятнее всего, что в ближайшие несколько месяцев доходы населения существенным образом не изменятся, банки тем не менее начнут более активно привлекать новых клиентов, поэтому можно ожидать, что доля кредитных автомобилей относительно показателей 2015 года будет постепенно расти и по итогам года сохранится текущая пропорция: 45-50% транспортных средств будет продано в кредит.

Главным фактором, отпугнувшим потенциальных автовладельцев от активного использования заемных средств, стала неуверенность россиян в своих дальнейших доходах и отсутствие роста на протяжение практически 2 лет. Кроме того, кредиты на покупку новых автомобилей по-прежнему сложно назвать доступными. Более того, эксперты не видят причин для существенного изменения ситуации в ближайшее время. Для сравнения в США ставки в данном сегменте не превышают 4%, в Германии — 5,5%, Франции — 5-7%.

Одновременно с этим из-за повторяющихся кризисов с периодичностью раз в 7 лет (2008-2009 гг., 2014-по настоящее время) Россия до сих пор не достигла уровня развитых и ряда развивающихся стран по доле кредитных прода — в зависимости от страны данный показатель колеблется от 70% до 90%.

На 01.09.2015 года средняя сумма кредита составляет около 700 тыс. рублей против 640 тыс. руб в 2015 году и 600 тыс. рублей в 2013 году. Основные причины — рост стоимости самих автомобилей в рублях, особенно это касается машин иностранного производства, а также некоторое снижение реально располагаемых доходов населения, в связи с чем у потенциальных покупателей удается откладывать меньше средств на дорогостоящую покупку. Только в летний период цена на ряд марок выросла в среднем на 2-12%. Стоит отметить, что в зависимости от региона средняя сумма кредита отличается, например, лидирует по данному показателю среди областей с наибольшей долей оформленных автокредитов Москва (900 тыс. рублей против 715 тыс. рублей годом ранее), далее идет Московская область (860 тыс. рублей и 633 тыс. рублей соответственно), Санкт-Петербург (740 тыс. рублей против 614 тыс. рублей), Краснодарский край (780 тыс. рублей против 600 тыс. рублей), Республика Татарстан (507 тыс. рублей против 490 тыс. рублей), Ленинградская области (700 тыс. рублей против 562 тыс. рублей), Ростовская область (660 тыс. рублей против 550 тыс. рублей), Челябинская область (550 тыс. рублей против 510 тыс. рублей), Свердловская область (650 тыс. рублей против 600 тыс. рублей), Самарская область (540 тыс. рублей против 525 тыс. рублей).

 

Отметим, что по количеству выданных автокредитов традиционно лидируют города-миллионики: Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Казань, Ростов-на-Дону, Екатеринбург.

Снижение объемов кредитования в абсолютном выражении связана с рядом факторов: с одной стороны, высокая долговая нагрузка населения вызвала у кредиторов опасения и заставлила их предъявлять более высокие требования к потенциальным заемщикам. Однако буквально в июле банки начали более активно привлекать новых клиентов, что ближе к концу года может отразиться положительным образом на общих показателях.

Еще один фактор, повлиявший на сокращение объемов автокредитования, — снижение спроса со стороны самих заемщиков из-за падения доходов (в среднем сначала года на 4,4%), а также выбор в пользу более дешевых марок и моделей.

Кроме того, существенная часть потенциальных покупателей (около 80%) расценивают сегодняшнее время как не лучшие для оформления кредита.

Несмотря на то, что рынок автокредитования замедлил свой рост, просроченная задолженность в данном сегменте продолжает увеличиваться. На 01.09.2016 года ее уровень достиг 82,5 млрд. рублей, рост с начала года — более 20%. Доля просроченной задолженности достигает 16-17%. По итогам года данный показатель составит около 85-87 млрд. рублей.

На данный момент просроченными являются около 200 тыс. автокредитов из 1,3-1,4 млн. действующих.

Увеличение просроченной задолженности связано с рядом факторов: снижение реально располагаемых доходов населения, сохраняющийся достаточно высокий уровень закредитованности заемщиков (средний показатель по стране составляет 1,8 кредита на должника (в прошлом году 1,7).

Ухудшение платежеспособности населения в данном сегменте кредитования подтверждается и сроком выхода на первую просрочку. Если в 2014 году средний заемщик переставал обслуживать кредит за купленный автомобиль через 18 месяцев (или 1,2 года), в 2015 году — через 16 месяцев, то сейчас этот показатель составляет около 12 месяцев.

На 01.09.2015 года просроченным является каждый 10 автокредит— в прошлом году показатель был на 40% ниже.

Среди наиболее проблемных регионов с точки зрения уровня просроченной задолженности по данному типу кредита необходимо отметить такие, как Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Свердловская область, Челябинская область, Ростовская область, Новосибирская область, Самарская область Тюменская область, Пермский край, Республика Татарстан, Свердловская область, Нижегородская область, Саратовская область, Воронежская область.

 

Значительный рост демонстрирует и средний размер задолженности в данном сегменте: в 2012 году — 226,4 тыс. рублей, в 2013 году — около 323,1 тыс. рублей, в 2014 году —385,97 тыс. рублей, в 2015 году — 534,7 тыс. рублей, 2016 году — 615,3 тыс. рублей. Подобная динамика связана прежде всего с ростом стоимости автомобилей и увеличением суммы кредита, а также стоимости кредита.

 

Рост доли просроченной задолженности в сегменте автокредитования обусловлен и тем, что на фоне снижения объемов рынка автокредитования происходит «вызревание» просроченной задолженности по кредитам, выданным в 2012-2013 годах, когда банки следовали более либеральной политике выдачи кредитов. Сейчас многие банки изменили стратегию выдачи, и качество портфеля «молодых кредитов» заметно улучшилось, однако их количество сократилось. Также произошли изменения и в работе с просроченной задолженностью — в работу коллекторских агентств стали поступать долги на более раннем сроке просрочки. Такие изменения дают возможность коллекторам работать не только на этапе взыскания полной суммы выданного кредита, но и возвращать заемщиков в график платежей, предотвращая дефолт и сохраняя клиента для банка.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ