Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Рецепты интеграции
01.12.2010 Интервью

Рецепты интеграции

В 2010 году ГК "Связной"и Промторгбанк вступили в стратегическое партнерство, результатом которого стало создание универсального банка федерального масштаба под брендом Связной Банк. О том, как происходила интеграция IT-систем, рассказал Александр Тютюнник, заместитель председателя правления банка


— Александр, какие бизнес-задачи ставит ваш банк на ближайшие несколько лет?

— Мы создаем универсальный банк федерального масштаба с новой философией — выгодный, удобный и дружелюбный. При этом мы понимаем, что современный банк должен строиться на новейших технологиях, для того чтобы максимально качественно обслуживать большое количество клиентов. С точки зрения бизнеса перед нами стоят амбициозные задачи: мы намерены войти в число лидеров рынка.
Банк активно разрабатывает инновационные для рынка продукты, развивает широкую сеть обслуживания. Наши планы предусматривают открытие до конца 2014 года 300 собственных отделений, также услуги банка будут представлены во всех центрах мобильной связи «Связной». Сегодня их более двух тысяч. Наша работа подразумевает создание технологий, которые помогут предоставить клиентам понятные, доступные и востребованные сервисы.

— Получается, что на основе Промторгбанка, у которого не было сильной розницы, нужно создать мощный банк для массового клиента. Какие изменения в IT-инфраструктуре банка в связи с этим происходят?

— Как я уже сказал, мы создаем универсальный банк, поэтому нам необходимо реализовывать решения как для розничных, так и для корпоративных продуктов. Для того чтобы обеспечивать реализацию принятой стратегии и утвержденной операционной модели, нам необходимо было разработать соответствующую архитектуру IT-решений. Мы хотим предлагать продукты в собственных отделениях банка и в центрах мобильной связи «Связной». Для этого нам понадобилось провести интеграцию большого количества разнородных банковских приложений. Кроме того, нужно было интегрировать эти приложения с информационными системами ГК «Связной», с платежными терминалами, с кассовыми программами, чтобы иметь возможность в любой точке страны предоставлять одинаковый уровень сервиса.

Мировой лидер по интеграционным решениям - IBM WebSphere. В России это неофициальный стандарт для банков

При этом по масштабам наша сеть уже сопоставима с сетью крупнейших банков страны. В ноябре 2010 года первое отделение нового формата в Москве и более 800 центров мобильной связи «Связной» выдавали карты Связной Банк. К концу года салонов «Связной», где можно оформить карту, будет еще больше. И мы строим IT-архитектуру, которая сможет поддерживать эту большую, сложную и нетипичную даже для крупного банка структуру. Работы по созданию IT-архитектуры для поддержки розничного бизнеса начались в марте 2010 года. В июле начали оформлять карты в рамках пилотного проекта в двух регионах, за восемь месяцев с начала проекта мы вышли на промышленную мощность. Сегодня нашими картами пользуется уже более 40 тыс. человек.
Следующая задача для блока IT — обеспечить отказоустойчивость наших решений. С точки зрения поддержки работоспособности систем и оказания услуг Связной Банк работает без выходных. В центрах мобильной связи «Связной» карты оформляются ежедневно в восьми часовых поясах в режиме 12-часового рабочего дня. Поэтому у нас есть только трехчасовой технологический перерыв с 23 до 2 часов по московскому времени.
Наконец, банк планирует создавать необычные продукты, в том числе для дистанционных каналов обслуживания. По сути, сегодня банковские продукты внутри линейки однородных продуктов незначительно отличаются друг от друга с точки зрения механизмов управления линейкой: отличие есть только в ставках или тарифах. Мы же внедряем существенно отличающиеся продукты, и внедряем их очень быстро.

— Уже созданная IT-инфраструктура готова к поддержанию этих новых продуктов?

— Созданная архитектура выстроена по самым современным принципам. Мы пошли по пути, который в настоящее время считается оптимальным всеми крупными финансовыми розничными организациями. Его суть — использовать лучшие компоненты для автоматизации каждого направления бизнеса и уметь эффективно их интегрировать в сервис-ориентированную архитектуру (SOA). Многие крупные банки переходят или уже перешли на эту архитектуру.

— Какова роль интегратора в проекте по созданию комплексного решения, обеспечивающего обслуживание розничных банковских продуктов?

— Сегодня любые технологические решения неотделимы от тех команд, которые их поставляют. Интеграция более десятка приложений от разных производителей, — уникальный проект. Как я уже сказал, работы в области IT были начаты в марте 2010 года. У нас была, по сути, лишь автоматизированная банковская система банка. Розничную часть IT-комплекса нужно было достраивать.Для реализации проекта по развитию розничного направления нам потребовалось интегрировать 14 крупных систем, почти все от различных производителей. Многие из этих систем работают на разных платформах, но все они необходимы для полного цикла обслуживания розничных клиентов. Кроме того, нам требовалось выполнить интеграцию этих систем с системами ГК «Связной», обеспечить клиринг платежей. Необходимо было «связать» карты с терминалами и произвести объединение с центральным сервером платежных операций и с кассовым софтом непосредственно в центрах «Связной». Для поддержки кредитных продуктов требуется также интеграция с системами риск-менеджмента.

В России мало кто работает по схеме capacity on demand. Видимо, компании считают, что они могут попасть в зависимость от поставщиков

Отмечу, что мы принимаем решение о выдаче карты и выдаем активированную карту за 20 минут. Не забудем и о системах ДБО и системе оповещений через SMS.
У нас были достаточно жесткие сроки для выбора поставщиков услуг. Мировой лидер по интеграционным решениям — IBM WebSphere. В России это неофициальный стандарт для банков. Что касается поставщика для этого решения, то были рассмотрены предложения многих достойных компаний. Выбор был сделан в пользу компании «Неофлекс», у которой имелось больше всего законченных интеграционных проектов, выполненных в том числе в «Ренессанс Кредите», Русфинанс Банке и Сбербанке.

— Как, по вашему мнению, банку следует выстраивать отношения с интегратором?

— Я считаю, что взаимодействие не должно строиться в стиле «заказчик — поставщик», когда банк долго ищет подрядчика, дает задание, смотрит на результаты и… остается недовольным. Нам важно убедиться, что мы работаем как единая команда не только внутри банка, но и с внешними партнерами. Я не делю команду программистов на «наших» и «сторонних». Есть только задача, которую нужно решить. Очень важно, чтобы команды сразу объединялись и шли к цели. Компания «Неофлекс» продемонстрировала способность и желание работать именно в таком режиме, в том числе начав конкретные работы еще до подписания контракта и согласования всех деталей. В кратчайшие сроки было подготовлено техническое задание и запрограммированы 34 интеграционных потока к 14 системам. На данный момент к решению «Неофлекс» подключено уже более 800 центров мобильной связи из 2200, и оно справляется с такой большой нагрузкой.

— У вас есть представление об идеальной IT-инфраструктуре? И в какой мере то, что сделано, соответствует этим представлениям?

— В области технологий идеала добиться невозможно: прогресс не стоит на месте. Но мы стараемся соответствовать времени. Например, мы работаем на самых современных серверах, пока в России такое оборудование есть у небольшого числа компаний. Эти сервера сейчас только тестируются еще в двух крупных банках, а мы единственные, кто их уже полноценно использует.

С IT-директоров будут все больше спрашивать с точки зрения эффективности инвестиций в информационные технологии

Также мы одними из первых стали максимально широко использовать аутсорсинг. У нас нет собственного центра обработки данных. Для целей отказоустойчивости мы используем два зеркальных территориально распределенных ЦОДа, которые связаны задублированными каналами «темной», то есть безопасной оптики. Оба арендованы и построены с помощью IBM и на их технологии.
Наши два ЦОДа настроены так, что если отключить один, второй продолжит функционировать в штатном режиме. Это дорогое решение, оно обошлось нам как три ЦОДа: технологии полной синхронизации и кластеризации двух ЦОДов по цене равны одному дата-центру.
Еще один момент: мы стараемся делать все решения экономически выверенными с самого начала. Мы используем не только инфраструктурные решения IBM, но и их инновационные подходы в области работы с клиентами. Нам оказывают услуги по договорам долгосрочной аренды с постепенным выкупом. Пресс ежемесячных затрат на это оборудование ниже, чем если бы мы купили самый простой промышленный сервер IBM и построили один ЦОД. Эта технология подразумевает уникальную возможность по масштабированию. Мы получили резервные мощности, но по контракту с IBM начнем оплачивать эти вычислительные мощности в тот момент, когда начнем ими пользоваться. Эта концепция называется capacity on demand. Сегодня в России мало кто работает по такой схеме. Видимо, компании считают, что они могут попасть в зависимость от поставщиков, но мы таких рисков не видим.

— Но все-таки кто несет окончательную ответственность за проект — банк или подрядчики?

— В банке создан мощный IT-департамент, который работает над тем, чтобы технологии обслуживания клиентов постоянно совершенствовались. Да, мы берем лучшие решения от лучших производителей и привлекаем самых успешных интеграторов. Их задача — обеспечить круглосуточную поддержку поставляемых решений. К примеру, «Неофлекс» осуществляет сопровождение интеграционной шины в полном объеме в режиме 24х7 и отвечает за эту часть. Но, конечно, полная ответственность перед клиентами лежит на команде банка.

— Какими, по вашей оценке, будут основные тенденции рынка IT в 2011 году?

— Я бы отметил несколько моментов. Во-первых, с IT-директоров будут все больше спрашивать с точки зрения эффективности инвестиций в информационные технологии. Мы видим, что топ-менеджеры активно участвуют в принятии IT-решений — руководители банков задумываются, на что уходят деньги и какую отдачу могут принести вложения в данную область.
Вторая тенденция связана с тем, что розничные банки развиваются на базе розничных торговых сетей. Это та модель, которую внедряем мы, и за нами последуют другие банки. В последнее время розничная торговля — как, впрочем, и телеком, и некоторые другие индустрии — ушла далеко вперед в области информационных технологий.
Кроме того, я думаю, что IT-департаменты банков будут искать решения, которые позволят контролировать в режиме реального времени то, что происходит в их офисах. Например, нам доступна поминутная статистка по выдаче кредитных карт по всей стране, мы умеем контролировать среднее время каждого технологического цикла. Это инструмент следующего порядка сложности для управления процессами.
Наконец, банки станут более тщательно анализировать объем клиентского потока и более грамотно принимать решение об открытии новых филиалов. Вообще управление крупными рыночными сетями в ближайшие годы выйдет на новый уровень.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ