Вход Регистрация
Подписка

Сергей Швецов: Нам дух революции ближе

06.10.2017

На пленарной сессии «Экосистемы. Трансформация бизнес-модели финансового рынка под воздействием технологий» форума инновационных финансовых технологий Finopolis 2017, Сергей Швецов, первый заместитель председателя Банка России, рассказал о создании национальной системы регистрации транзакций населения, которая будет иметь открытый интерфейс

• Изначально банки привязывали к себе клиента отсутствием технологий перевода денег из одного банка в другой. И бренд тут имел важное значение. Первые безналичные расчеты появились в Лондоне с созданием Расчетной палаты в 1875 году, а до этого практически у каждого банка была монополия на своего клиента. В значительной степени эти отношения клиента со своим банком сохранялись долгие годы и только в конце прошлого века люди стали обращать внимание, что можно ходить не в один банк, а в несколько. Появились частные банки в Российской Федерации и появилась система гарантирования вкладов, которая в значительной степени изменила сам продукт банковского вклада. Некоторые думают, что это банки продают продукт под названием «вклад», на самом деле банки продают продукт АСВ под названием «застрахованный АСВ вклад», просто каждый банк объявляет свою цену на этот продукт. Возникла такая ситуация, когда люди получив доходы и осознав, что эти доходы превышают застрахованную сумму, стали обращать внимание, что банков несколько. Дальнейшее движение привело к тому, что банки догадались продавать не только собственные продукты, но и чужие. В банковских сетках появились и ПИФы, и страховые продукты. Но наступила эра диджитализации и физическая сетка перестает играть такую большую роль и постепенно из актива становится пассивом в банковской системе. При этом многообразие услуг, падение стоимости бренда, привязанности человека к бренду породило желание рынка быть экстерриториальным. В целом потребность того, чтобы уйти от конкретного банка и перейти на маркетплейс уже есть. На рынке ценных бумаг таким маркетплейсом является биржа. Не надо у отдельных дилеров узнавать котировки, достаточно просто прийти на биржу.

• Потребности клиента расширяются. Поколение Z и Y не хотят тратить время на походы в банки и страховые компании, но самое главное — они по-другому относятся к персональным данным. Доступность данных о них самих позволяет давать им индивидуальные адаптированные предложения.

• Россия является исключением из общего тренда. В России доминирует подход революции сверху, где регулятор в значительной степени определяет, как рынку развиваться. Мы оправдываем этот подход тем, что у нас нет тех самых 300–400 лет, которые были у Великобритании, чтобы пойти эволюционным путем. Для нас дух революции ближе, поэтому мы частенько подменяем рыночные факторы революционным подходом и в скачках через какие-то этапы пытаемся быть на конкурентном уровне с другими финансовыми рынками.

• 71% россиян пользуются интернетом. Это очень хорошая цифра. По sim-картам мы продолжаем быть на первом месте, в среднем больше двух sim-карт на одного жителя. При этом, 51% имели опыт покупки через интернет. То есть накоплен положительный опыт приобретения товаров и различных услуг дистанционно. А 28 % населения являются вообще активными покупателями. Таким образом, созрела самая главная предпосылка на переход к маркетплейсу от двусторонних отношений между финансовой организацией и потребителем.

• Мы предлагаем создать национальную систему регистрации финансовых транзакций. Это важный элемент, который, безусловно, должен быть дополнен системой удаленной идентификации, линком с государственными услугами и Федеральной налоговой службой. Это система, которая будет взаимодействовать с платежными службами. Но основная суть этой инициативы заключается в том, что все транзакции на финансовом рыке, которые приобретаются нашим населением, отражаются в одном репозитарии. В отличие от сегодняшних репозитариев, которые учитывают биржевые сделки РЕПО и транзакции с деривативами — это будет запись о приобретении услуги и характеристик этой услуги. Она будет юридически достаточной для отстаивания своих интересов потребителем и его контрагентом в суде, у омбудсмена и при жалобах в ЦБ. Создание такой центральной системы регистрации транзакций также позволит вывести нашего потребителя на единую позицию всех своих отношений с финансовым рынком. Эта среда, безусловно, должна породить доверие. Важно, чтобы система имела открытый интерфейс. И появляются два новых элемента, которых сейчас нет на нашем рынке — это супермаркеты, которые представляют продавца и боты, которые выступают уже на стороне потребителя как брокеры.

• Можно сделать одну платформу и все в Российской Федерации будет крутиться через нее. Но мы прекрасно знаем, что одна платформа может иметь и недостатки. Да, это экономия на масштабах, это единый стандарт, все одинаково, но с другой стороны — отсутствие конкуренции является недостатком. Если система регистрации финансовых транзакций с нашей точки зрения должна быть единой, то остальные элементы должны быть либо высоко-, либо низкоконкурентны. Высококонкурентные элементы — это сами производители финансовых услуг, платежные системы, поставщики ботов, депозитарные сервисы и супермаркеты. В результате решения вопроса о конкуренции или не конкуренции платформ, мы можем получить очень разные результаты. Если платформ будет несколько, боты, которые обслуживают физическое лицо, должны иметь доступ во все платформы. Если платформа будет одна, значит будут свои правила и возникнет вопрос тарифной политики. Тоже самое касается понимания самих граждан о готовности работать с множеством платформ. Потому что сегодня есть такой эффект в интернете, когда привычка работать с какой-то платформой доминирует над возможностью потратить время и найти альтернативу.



06.10.2017
Эта статья была разослана 1406 on-line подписчикам bosfera.ru
Материалы альянса финансовых медиа:
Разговоры финансистов

АДРЕСА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
Перейти в Раздел
Вверх