Вход Регистрация
Подписка

Светлана Грянченко (НРД): Почему PVP стал флагманским проектом

13.10.2017

О некоторых секретах создания и работы платежной системы и расчетных сервисов Национального расчетного депозитария «Банковскому обозрению» рассказала Светлана Грянченко, директор операционного департамента НРД

— Светлана Владимировна, давайте начнем разговор с истории создания НРД.

— История Национального расчетного депозитария началась в 1996 году с момента образования Расчетной палаты ММВБ — кредитной организации, специализирующейся на предоставлении банковских услуг, включая денежные расчеты по сделкам участников финансового рынка. Годом позже был учрежден Национальный депозитарный центр (НДЦ), который был создан как головной депозитарий по обслуживанию рынка государственных ценных бумаг.

В 2010 году Расчетная палата ММВБ присоединилась к НДЦ — так появилась новая организация, Национальный расчетный депозитарий (НРД). После объединения двух бирж — ММВБ и РТС — произошло еще одно объединение — НРД и Депозитарно-клиринговой компании (ДКК). Так на российском фондовом рынке появилась единая технологичная организация, осуществляющая полный комплекс услуг в области посттрейдинга. Я присоединилась к команде в конце 2013 года.

В НРД со временем выделился ряд самостоятельных, но тесно взаимосвязанных направлений деятельности, которые мы называем бизнес-линиями. Я представляю бизнес-линию платежной системы и расчетных сервисов (ПС НРД). НРД ведет эту деятельность, обладая банковской лицензией. Платежная система является частью посттрейдинговой инфраструктуры Группы «Московская биржа» и занимает особое место в национальной платежной системе страны. На территории РФ в рамках ПС НРД осуществляются переводы денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах и заключенным на внебиржевом рынке, а также в рамках осуществления Банком России и другими глобальными кредиторами операций на открытом рынке. Платежная система НРД признана Банком России в декабре 2012 года системно значимой, а в июле 2014 года — национально значимой.

— Как регулируется деятельность платежной системы?

— При наличии банковской лицензии мы имеем возможность осуществлять расчетные сервисы банковского характера. Но эта лицензия имеет некоторые ограничения. НРД, будучи одновременно и Центральным депозитарием, и владельцем банковской лицензии, неизбежно сталкивается с ограничениями по той простой причине, что мы как единая организация должны качественно управлять рисками и обеспечивать безусловную надежность операционного процесса, не подвергая при этом какой-то опасности нашу базовую деятельность. Поэтому наша банковская лицензия ограничивается тем, что мы не можем производить операции кредитования и не обслуживаем физических лиц.

Мы работаем исключительно с юридическими лицами. Во главе угла стоит расчетный бизнес, служащий нуждам рынка ценных бумаг, и одновременно НРД реализует сопутствующие сервисы, которые помогают участникам финансового рынка, занимаясь непосредственной деятельностью на фондовом рынке, пользоваться рядом дополнительных преимуществ расчетного характера.

— Но главный упор сделан на работу с ценными бумагами?

— Безусловно, core-бизнес — это операции с ценными бумагами. Помимо исполнения функций Центрального депозитария НРД предлагает участникам рынка сервисы расчетного депозитария, а это обусловливает многие кросс-функциональные пересечения, не в последнюю очередь — с платежным направлением. Сама платежная система НРД образована именно потому, что, обслуживая рынок ценных бумаг, являясь расчетным центром фондового рынка, обеспечивает тот объем оборотов по расчетам между счетами клиентов НРД, который, по критериям ЦБ, наделяет расчетную организацию ролью оператора платежной системы.

Дополнительно платежная система обслуживает внутренние расчетные потребности НРД как клиринговой организации на внебиржевом рынке ценных бумаг.

— Как на вашей работе сказывается официальный статус системно значимого Центрального депозитария?

— В ноябре 2012 года приказом ФСФР НРД присвоен статус Центрального депозитария. В соответствии с п. 5 ст. 22 Закона «О центральном депозитарии» статус Центрального депозитария может быть присвоен только одному юридическому лицу. Но при этом мы понимаем, что нельзя жить просто осознанием исключительности роли и «расслабленно дышать». Мы работаем во взаимодействии с игроками рынка, находимся в постоянном диалоге с регулятором. Наша задача — соответствуя принципам, предъявляемым к инфраструктурам финансового рынка, быть рыночной компанией с востребованными разнообразными сервисами, работающей для клиента. И, повторю, в развитии любого направления, в первую очередь депозитарного, мы стремимся использовать все наши кросс-функциональные возможности.

— Не можем не спросить о перспективах работы с физическими лицами.

— Мы смотрим в сторону развития услуг для граждан, но пока пытаемся понять, где в этой нише наше место.

— Мы немного ушли в сторону, вернемся к платежной системе, точнее к управлению рисками. Какова их природа?

— Платежная система — это набор инструментов, процедур и правил перевода средств между участниками; система включает в себя участников и организацию-оператора. Как правило, в основе платежных систем лежит соглашение между участниками и оператором, а перевод средств осуществляется с использованием согласованной операционной инфраструктуры. Риски — отнюдь не специфичны, их можно разделить на несколько видов: расчетный, финансовый, операционный. Здесь и обеспечение ликвидности участниками и оператором, и достаточность капитала оператора, и риски текущей деятельности.

— Как создавалась ПС НРД?

— Как я уже упоминала, НРД осуществляет расчетные операции с существенными оборотами, обслуживает рынок системных инструментов. Это отвечает критериям, установленным Федеральным законом № 161 «О национальной платежной системе» для признания расчетной организации оператором платежной системы. Другими словами, платежная система образовалась на почве существующей расчетной деятельности НРД.

— Но подобный масштаб и уровень ответственности налагают обязанности по обеспечению непрерывности бизнеса?

— Безусловно, непрерывность бизнеса — это требование к любой организации, которая предоставляет услуги централизованного либо по иным параметрам значимого характера. Поэтому и у нас есть требования по непрерывности к деятельности и Центрального депозитария, и клиринговой организации, и платежной системы. Мы регулярно тестируем наши способности восстанавливать бизнес в оптимальное время, держим «горячим» резервный офис, который может принять на себя все функции в случае остановки работы главного.

— У НРД серьезный объем международной работы. Как повлияли на нее санкции?

— НРД является клиентом международных инфраструктур и банков, следовательно, подчиняется условиям договоров о взаимодействии и зависит от общерыночной конъюнктуры. Косвенное влияние санкционных ограничений в той или иной степени чувствует большинство участников рынка. Одно могу сказать — мы продолжаем работать в прежнем режиме, в соответствии с рыночной практикой.

— В каких странах находятся ваши интересы?

— Мы работаем не со странами, а с инфраструктурами этих стран, которые являются центрами обеспечения ряда сервисов, необходимых нашим клиентам. Много вопросов задают про Сингапур. В этой стране у нас нет присутствия ни в виде открытых денежных, ни в виде депозитарных счетов, поскольку нет клиентского спроса на работу в сингапурских банках или депозитариях.

— DPV и PVP: что это, кому нужно и зачем?

— DVP (Delivery versus payment) — принцип расчетов сделок с ценными бумагами, при котором окончательный перевод ценных бумаг происходит одновременно с окончательным и безотзывным платежом. Является активно используемой практикой расчетов на рынке ценных бумаг, как на международном, так и на локальном. А PVP (Paymen versus payment) — перевод денежных средств против встречного перевода денежных средств. Этот сервис является дополнением к нашему основному расчетному бизнесу. Для чего мы его ввели? Практика PVP в мировом формате весьма популярна, потому что несет в себе инструмент снижения между двумя сторонами расчетов риска непоставки одной из сторон соответствующего актива. PVP в нашей практике — это условный денежный перевод. Условный потому, что он реализуется при наступлении условия исполнения встречного денежного перевода. То есть две стороны страхуются от того, что они свой актив отдадут, а встречный не получат. Мы исключаем такую ситуацию. Этот сервис применим, например, к внебиржевым сделкам на рынке форекс.

— Риски снижаются, а вы принимаете их в случае форс-мажора?

— НРД является только расчетной инфраструктурой. Мы исполняем этот расчет при наличии денежных средств у каждой из сторон, при поступлении корректно заполненных инструкцией каждой из них и при отсутствии ограничений на счетах каждой из сторон. При совпадении всех этих факторов мгновенно происходит расчет. Какая сделка стоит за ним — это уже не предмет нашего интереса. Здесь важно соблюсти формат и обеспечить наличие денежных средств.

В чем прелесть этой техники? Клиенты на внебиржевом рынке могут заключать энное количество операций купли-продажи одной валюты против другой валюты (рублей в том числе). Допустим, что таких операций было множество, потом были произведены финальные расчеты, и участники вышли на итог. Допустим, один должен 10 долларов против 100 рублей другому. Чтобы исключить для клиента риск неисполнения встречных обязательств при условии, что он свои обязательства исполнил, мы и предлагаем сервис PVP.

— Деньги они должны перевести вам на счета?

— Да. Здесь проявляется еще один элемент ценности этой услуги. Не без влияния геополитических шоков, сейчас иностранные банки-корреспонденты очень аккуратно и тщательно рассматривают каждый платеж клиентов из России. Порой они затевают расследования, связанные с причинами производимого платежа, сторонами, участвующими в производимом платеже, видом деятельности инициатора платежа. Пока это расследование идет, платеж может какое-то время не исполняться. А вот менее щепетильное отношение случается тогда, когда клиенты переводят свои средства со своих счетов в одной организации на свои же счета в другую. Это для банка-корреспондента сразу прозрачно.

Если сделать перевод собственных средств из какого-то иностранного банка на свой счет в НРД, то это не вызовет повышенного интереса со стороны банков-корреспондентов и они охотнее исполнят такой перевод. Это и по времени быстро, и по организации процесса просто.

— Как можно расширить функционал PVP?

— Вопрос правильный, потому что мы движемся вперед определенными шагами и сначала организуем услугу для одного сегмента клиентов, потом расширяем этот сегмент клиентов. Начали мы с кредитных организаций, но скоро PVP заработает для некредитных организаций и для нерезидентов. Разброс во времени внедрения связан с тем, что дополнительно включается элемент автоматического валютного контроля, и мы данный условный перевод контролируем в контексте заключения и проведения подобного рода расчетов с участием уполномоченного банка.

— В каких направлениях планируется развивать инфраструктуру далее?

— Мы стараемся не стоять на месте, непрерывно изучаем рынок и периодически вносим в стратегию собственного развития какие-то коррективы, связанные с актуальными тенденциями. Одна из них заставляет делать наш бизнес с минимальным участием человека, с минимумом посредников, и мы здесь прорабатываем и модернизируем саму инфраструктуру взаимодействия с клиентом. Мы все больше полагаемся на систему электронного взаимодействия, чтобы клиенты были избавлены от ручного переноса каких-то данных из системы «А», в систему «Б». Активно модифицируем системы взаимодействия через файловый шлюз, веб-сервис, для того чтобы информация сразу падала в ПО клиента из наших систем автоматически и наоборот без участия операционных сотрудников.

Что касается того, кто разрабатывает это ПО, то тут мы исходим из соотношения цена-качество и опыта на рынке. Если велосипед уже изобретен, то его не надо изобретать заново, а можно использовать готовые решения сторонних компаний. В случае если мы хотим придать решению какую-то уникальность, применяется in-house-разработка.

— Кто в данном случае драйвер развития?

— Конечно, клиент с его требованиями скорости, прозрачности, универсальности. НРД по своей сути де-факто стал маркетплейсом, единственное, чего нам на сегодняшний день не хватает, так это ярлычков всех приложений на одном столе, на которые можно кликнуть и попробовать сервисы. Сейчас, чтобы в наш маркетплейс войти, надо постучаться сразу в несколько дверей. Но наша задача эти двери объединить и обеспечить доступ из одной точки к любому сервису НРД. Иными словами, есть обилие наших сервисов — это уже «market», осталось сделать только «place», где этот «market» будет как на ладони. Но это не все наши планы — как говорится, следите за новостями!



13.10.2017
Эта статья была разослана 1426 on-line подписчикам bosfera.ru
Материалы альянса финансовых медиа:
Разговоры финансистов

АДРЕСА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
Перейти в Раздел
Вверх