Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Удобно для клиента, выгодно для банка
17.02.2014 Интервью

Удобно для клиента, выгодно для банка

Когда в январе 2001 года платежная система «Таможенная Карта» проводила первые платежи, в нее входило три банка-эмитента. Сейчас их количество превышает 100, а месячный оборот системы — более 35 млрд рублей. В чем секрет ее привлекательности для участников ВЭД и кредитных организаций? Какие новые сервисы и продукты ждут пользователей в 2014 году? Об этом «Б.О» рассказала директор дирекции клиентского сервиса компании «Таможенная карта» Юлия Шуб


— Чем ваш сервис интересен участникам ВЭД?

— Во-первых, скоростью расчетов. Если прохождение традиционного банковского платежа в среднем занимает от одного до трех дней, то при использовании нашего сервиса зачисление на счет таможенной службы происходит мгновенно. Информация обо всех деталях транзакции в режиме онлайн поступает на рабочее место таможенного инспектора и является фактом оплаты. Предприниматель может продолжить таможенное оформление.
Во-вторых — в связи с необходимостью оплачивать различные виды таможенных платежей. Если их оплачивать заранее (авансом), нужно перечислять средства на каждый из этих счетов, а их в среднем от трех до пяти. Если у вас, например, есть авансовые деньги на НДС, их нельзя перезачесть в качестве платежей за таможенную пошлину. В результате денег, выведенных из оборота и «зависших» на счетах таможни, становится все больше и больше. Если при оплате используется «Таможенная карта», деньги переводятся с расчетного счета в банке участника ВЭД в момент оформления документов, а не заранее. При этом списывается точная сумма с разбивкой по видам платежей.
В-третьих, облегчается учетная функция на стороне участника ВЭД. Нет необходимости отслеживать остатки денежных средств на счетах в таможне. Их можно сравнить со счетами клиентов в банке, но на счетах в таможне учитывается не общий остаток, а остатки по разным видам платежей в разрезе платежного поручения. Учет чрезвычайно сложен. Этого всего участник ВЭД избегает, если он пользуется нашей картой.
В-четвертых, с 1 января 2014 года введено 100%-ное электронное декларирование. С одной стороны, оно значительно упрощает процедуру оформления — участник ВЭД может оформить все необходимые документы, не выходя из своего офиса. А с другой стороны, если он продолжает оплачивать таможенные платежи банковским переводом, а не с помощью карты, он заметно усложняет себе жизнь. Согласитесь, наверное, странно и непроизводительно, когда процедура таможенного оформления осуществляется в электронном виде, а оплаты — в «бумажном». Тем более что есть возможность обе процедуры проводить в режиме онлайн.

— Согласен, ваш сервис значительно облегчает жизнь участникам ВЭД. А что банки выигрывают от участия в платежной системе, кроме того, что они предоставляют дополнительный сервис своим клиентам?

— Начну с того, что лежит на поверхности — дополнительные комиссионные доходы. Представьте, что у вас, например, 10 клиентов — участников ВЭД, и каждый совершает в месяц платежей в пользу таможни на 100 тыс. рублей. Несложно посчитать, сколько на этих транзакциях можно заработать комиссионных вознаграждений благодаря сервису «Таможенная карта». А теперь сравните, сколько бы вы заработали, если бы эту же сумму клиенты перевели с помощью банковских переводов.
Отдельно хочу отметить, что каждый банк сам для себя определяет оптимальные способы взимания комиссионного вознаграждения с клиентов и размеры тарифов. Правила работы платежной системы не содержат особых ограничений на схемы, по которым банк будет работать с клиентом. Для банков — участников системы это один из видов непроцентных доходов.
Вторая причина — возможность кросс-продажи других продуктов. Например, оформление и обслуживание паспортов сделок и документов валютного контроля, различные кредитные линии и т.п.
Третья причина — один из способов удержать или «переманить» у конкурента интересного для банка корпоративного клиента — участника ВЭД.

— А разве такое возможно?

— Да, в первую очередь для небольших банков. Дело в том, что их многие «старшие» братья, в силу масштабов своего бизнеса, менее гибки. Например, это может проявляться в скорости оформления необходимых документов. Бывает так, что в большом банке последний «рейс» отправки платежей — 15 часов. Все платежные поручения, поступившие после этого времени, выполняются на следующий день. В небольшом банке могут сделать исключение и осуществить платеж в конце рабочего дня. Согласитесь, что участнику ВЭД выгоднее завершить процедуру оформления в тот же вечер, а не ждать еще сутки, пока банк зачислит деньги клиенту на «Таможенную карту» и даст, таким образом, возможность совершить платеж.

— Допустим, что выгоды от участия в вашей платежной системе банкам понятны. Вопрос в том, а каковы расходы? Возможно, что затраты на участие значительно превысят комиссионные доходы, кросс-продажи и привлечение новых корпоративных клиентов?

— Затраты на подключение и участие банка в платежной системе «Таможенная Карта» минимальны. Банк платит только взнос за его конфигурацию и расходует ресурсы на интеграцию с системой. Остальное, начиная от выпуска карт, ведение БД, установку и обслуживание POS-терминалов и т.п., мы берем на себя.

Для банка это комиссионные доходы, возможность кросс-продаж и новые клиенты из сферы ВЭД

— А процесс интеграции — дорогое удовольствие для банков?

— Обмен данными между нами и банком происходит в электронном виде в определенных форматах. Их необходимо соблюдать. Банку нужно разработать регламент взаимодействия с платежной системой. Проще говоря, обеспечить техническое и регламентационное совмещение двух интерфейсов — своего и нашего. И стоимость зависит от того, как кредитная организация будет решать данную задачу. Банк может передавать нам данные в «ручном режиме» или полностью автоматизировать процесс путем установки модуля в свою информационную систему, который будет делать необходимые выгрузки автоматически. Сегодня такой модуль можно заказать у разработчиков банковских ПО. Таким образом, задача по совмещению интерфейсов может быть решена как дешевым способом, так и дорогим. Здесь многое зависит от политики банка.

— На что еще может рассчитывать банк, кроме минимальных расходов на участие в платежной системе?

— Мы проводим значительную работу по помощи банкам в процессе работы с клиентами действующими и потенциальными. Например, банковские специалисты не знают, да это им и не нужно, все особенности таможенного оформления участников ВЭД. Мы в этом достаточно хорошо разбираемся, чтобы оказать нашим клиентам — банкам поддержку в организации и проведении встреч, совместной продаже данного продукта, в обучении их продавцов и т.п. Мы всегда рады и готовы помочь нашим партнерам.

— А какие новые продукты и сервисы вы планируете запустить в 2014 году?

— Во-первых, развитие платежей в электронном виде с помощью декларантского «софта». Во-вторых, использование нашего продукта в сфере таможенного транзита. Сейчас мы на стадии формирования этого продукта. По сути, новое предложение будет напоминать банковскую гарантию. Это обязательство клиента перед таможенной службой по гарантированной доставке груза от точки пересечения границы России до таможенного поста, на котором он будет растамаживатся или, если речь о транзите через территорию страны, будет вывезен за ее пределы. Раньше это обеспечение оформлялось с помощью так называемых книжек МДП. Сейчас они отменены. И мы работаем над решением этой задачи.
В-третьих, сегодня у нас есть собственный сертифицированный удостоверяющий центр. И мы можем выдавать квалифицированную ЭП (электронную подпись). Благодаря этому мы сможем предлагать нашим клиентам широкий спектр новых услуг и сервисов.
Мы хотим продавать не просто электронную карту, а продукт, который позволит клиенту легко и просто ощущать себя в сложном мире внешнеэкономической деятельности.

Реклама






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ