Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Зачем банкиру ПИФы?
01.01.2005

Зачем банкиру ПИФы?

Банки уже давно обзавелись таким инструментом коллективных инвестиций, как общие фонды банковского управления (ОФБУ). В отличие от паевых инвестиционных фондов (ПИФов) для управления ОФБУ банкам не нужно создавать дочерние фирмы. Тем не менее ряд кредитных учреждений сейчас предпочитают заниматься ПИФами, организуя с этой целью дочерние управляющие компании, что требует от банкиров дополнительных затрат. В чем причина новой стратегии банков? Для того чтобы ответить на этот вопрос, редакция журнала «Банковское обозрение» опросила как участников рынка, так и экспертов.


Дина Жарова, генеральный директор УК «Райффайзен Капитал»:

Дина Жарова — Предлагая такие новые продукты, как паевые фонды, банки получают возможность расширить круг потенциальных клиентов, что является одной из приоритетных банковских задач. С развитием рынка финансовых услуг и общего уровня инвестиционной культуры все большее число как частных, так и корпоративных клиентов проявляют интерес к паевым фондам и индивидуальному доверительному управлению. Можно говорить о том, что наличие спроса со стороны инвесторов — той части клиентов, которая готова оценить инвестиционные риски в ожидании более высокой доходности, и определяет рост индустрии паевых фондов. Существование и создание множества фондов оправдано различными предпочтениями инвесторов и быстрым увеличением их числа.

Дарья Плыплина, координатор региональной сети продаж паевых инвестиционных фондов финансовой корпорации «УралСиб»:

— Стратегия на создание собственной УК далеко не всегда себя оправдывает. Я бы немного по-другому охарактеризовала сложившуюся на рынке тенденцию. В последнее время усилился интерес со стороны розничных инвесторов к инвестиционным продуктам. Поэтому многие финансовые институты решили включить этот класс продуктов в свою продуктовую линейку. Делают они это по-разному: кто-то создал свою управляющую компанию для участия в пенсионной реформе, кто-то стал организовывать брокерское обслуживание, кто-то — общие фонды банковского управления. Наиболее амбициозные начинают организовывать свои управляющие компании для управления паевыми инвестиционными фондами, но это очень дорогостоящий и рискованный проект. Рынок ПИФов уже в общих чертах сформировался, на нем уже существуют известные игроки с хорошей репутацией и историей управления. На мой взгляд, наиболее перспективный путь, и многие банки начинают это понимать, — не тратить средства на организацию собственной управляющей компании, а тем более на развитие нового брэнда. Ведь рынок банковских инструментов и рынок инвестиционных фондов — это не одно и то же. Гораздо проще за комиссию продавать клиентам через свои сети паи ПИФов других управляющих компаний. Риски для банка минимальные, если, конечно, управляющая компания выбрана достойная и с хорошей репутацией. Главное, чтобы затраты по продаже и оформлению этого продукта были значительно ниже комиссионного дохода, получаемого банком. А это уже вопрос технологий.

Сергей Матюшин, начальник отдела доверительного управления активами банка «Зенит»:

Сергей Матюшин— В сфере коллективных инвестиций в последнее время наблюдается противоположная тенденция: банки стали уделять большее внимание не ПИФам, а ОФБУ. Если говорить о новейшей истории российского банковского сектора, приняв в качестве точки отсчета кризис 1998 года, то банки, наоборот, предпочитали регистрировать УК, а не создавать ОФБУ. Сейчас же наблюдается возрождение интереса к ОФБУ со стороны банков. Объясняется это в первую очередь обострившейся конкуренцией в сфере коллективного инвестирования. В этом случае экономически более выгодно строить продукт на базе существующей инфраструктуры (ОФБУ), а не создавать новую УК, а тем более не привлекать сторонние организации (спецдеп, аудитор и т.д.). Накладные издержки фонда при этом ниже, конкурентоспособность — выше. Вторая причина — ОФБУ позволяет значительно более эффективно управлять деньгами пайщиков, чем это получается у ПИФов. И третье — с точки зрения имиджа намного лучше выступать от имени крупного банка, а не маленькой инвестиционной компании (если сравнивать размер активов).

Если будет больше объективной информации, доступной потенциальным инвесторам, то вряд ли ОФБУ останутся незамеченными и будут проигрывать ПИФам в популярности. Можно сказать, что сейчас общие фонды банковского управления переживают второе рождение. Многие только теперь узнают об этой банковской услуге. Хотя на самом деле ОФБУ появились еще в период начала формирования фондового рынка в России, но большинство ОФБУ прекратили свое существование после кризиса 1998 года, который подорвал доверие к банковской системе в России. Но стоит отметить, что все учредители ОФБУ смогли получить свои деньги в отличие от вкладчиков в банковские депозиты. Завоевание популярности у инвесторов ОФБУ — это вопрос одного года — двух лет. Это зависит от того, насколько активно банки будут развивать этот вид бизнеса и сообщать своим клиентам о наличии такого вида финансового инструмента. В настоящий момент очень маленький процент потенциальных инвесторов знает о существовании ОФБУ.

Максим Капитан, специалист по инвестиционным фондам (The PBN Company):

— Активная деятельность ОФБУ в настоящее время — это факт. Полагаю, что в первую очередь предпочтение созданию ОФБУ, а не управляющих компаний со стороны некоторых банков объясняется нежеланием нести большие расходы на создание УК. Кроме того, ОФБУ слабее регулируются, следовательно, больше простор для творчества. Ну и на ниве управления ОФБУ легче проявить себя, ведь конкуренция в этом секторе пока слабее, чем в отрасли ПИФов.

— В каком случае банку стоит пойти на создание ОФБУ, а когда ему выгоднее учредить УК по управлению ПИФами?

Евгения Лазарева, руководитель аналитического отдела АЗИПИ (Ассоциация защиты информационных прав инвестора):

Евгения Лазарева— Принятие решения о создании управляющей компании и выбор в пользу ПИФа или ОФБУ зависит от следующих факторов. Если, например, среди акционеров или учредителей банка находятся нерезиденты, то выбор скорее будет в пользу ПИФа, поскольку данная форма более широко распространена и популярна на Западе.

Другим фактором, который работает как в пользу создания ПИФа, так и ОФБУ, может стать маркетинговая политика банка по созданию финансовых холдингов и выработки ассоциированного отношения ко всем финансовым продуктам. Таким образом у потребителя складывается впечатление о том, что здесь он может реализовать все свои инвестиционные потребности, т.к. представлен самый полный спектр услуг.

Следующим фактором является отношение менеджмента банка к издержкам своей инфраструктуры. С этой точки зрения совершенно очевидно, что создание ОФБУ обходится намного дешевле, чем ПИФа. На принятие решений влияет и стремление присутствовать на всех видах рынков (фондовый и валютный, рынок драгоценных металлов, производных финансовых инструментов, рынок недвижимости и т.п.), а также наличие соответствующих лицензий профессионального участника. При этом необходимо учитывать и стратегические планы самого банка, в том числе и его специализацию — является ли он инвестиционным или розничным.

Максим Капитан (The PBN Company):

— Для солидного банка, не стесненного в средствах, имеющего профессиональную команду, рассчитывающего на долгосрочный бизнес в области розничных продаж, целесообразнее идти по пути учреждения УК. В том же случае, если целевой аудиторией является более узкая группа опытных частных или институциональных инвесторов, можно ограничиться и созданием ОФБУ.

Дина Жарова («Райффайзен Капитал»):

— Райффайзенбанк является банком с обширной базой как частных, так и корпоративных клиентов, и выбор паевых инвестиционных фондов обусловлен большим интересом к ним со стороны клиентов и большим удобством по сравнению с ОФБУ. Заинтересованные клиенты могут в любой момент времени присоединиться к ПИФу, так как законодательно объем инвестиций в этот вид фонда не ограничен. Этого нельзя сказать об ОФБУ, по которым существуют ограничения на предельный объем средств в фонде, что в свою очередь лимитирует число вкладчиков ОФБУ. Кроме того, управляющие компании, имеющие лицензию на управление активами ПИФа, могут принимать участие в управлении пенсионными резервами негосударственных пенсионных фондов, что делает развитие паевых инвестиционных фондов более приоритетным по сравнению с ОФБУ.

Сергей Матюшин (банк «Зенит»):

— Управляющую компанию банку имеет смысл создавать лишь для получения возможности работы с пенсионными средствами и ПИФами недвижимости.

— Приведите сопоставимую статистику по доходности ПИФов и ОФБУ. Как сказался спад на фондовом рынке на обоих видах коллективных инвестиций? Чем объясняются различия в их доходности?

Максим Капитан (The PBN Company):

Максим Капитан— Возможно, коллеги из АЗИПИ обладают репрезентативной статистикой по ОФБУ. У меня же создалось впечатление, что получить представление о годовых результатах инвестирования ОФБУ пока практически нереально. Поэтому вряд ли сейчас можно сделать обоснованные выводы о различиях в доходности. Теоретически, поскольку ОФБУ обладают большей свободой в выборе инструментов и несут меньше накладных расходов, они должны показывать в среднем несколько более высокую доходность. Но смогут ли они это сделать, покажет время.

Евгения Лазарева (АЗИПИ):

— В период спада на фондовом рынке ОФБУ особо сильно не пострадали благодаря возможности работать с более широким спектром инструментов (валюта, драгметаллы, производные финансовые инструменты, российские и западные бумаги) и простой регламентации деятельности. У ОФБУ нет таких строгих требований к активам, как у ПИФов. Единственное ограничение для ОФБУ — не инвестировать более 15% средств фонда в ценные бумаги одного эмитента. При этом, естественно, необходимо следовать инвестиционной декларации, а далее все зависит от профессионализма управляющего.

— Есть ли какие-либо конкурентные преимущества у УК, созданных с помощью банка, перед остальными управляющими компаниями? Помогает ли УК брэнд создавшего ее банка?

Дина Жарова («Райффайзен Капитал»):

— Одним из факторов, который способствовал успеху фондов, управляемых УК «Райффайзен Капитал», является брэнд и репутация Райффайзенбанка, знакомого широкому кругу российских клиентов. Кроме того, инвесторы зарубежных фондов «Райффайзен» могут опираться на авторитетное мнение рейтингового агентства Standard&Poor’s, присвоившего восточноевропейскому фонду «Райффайзен» наивысший рейтинг AAA.

Дарья Плыплина (корпорация «УралСиб»):

Дарья Плыплина— Преимущества могут быть у управляющей компании, созданной крупной финансовой группой, так как за такой управляющей компанией стоит сильный родитель, способный поддержать ее материально на этапе становления и развития. Сильная родительская компания и первых крупных клиентов приведет, и окажет маркетинговую и рекламную поддержку, и поможет привлечь лучших управляющих на рынке. Но брэнд управляющей компании развивается отдельно от банковского. Достаточно много примеров на рынке сильных розничных банков, имеющих очень посредственные управляющие компании. Вообще, когда в структуру финансовой группы входит несколько брэндов, то отношения между ними становятся очень сложными и трудно сказать, какой брэнд какому помогает.

Максим Капитан (The PBN Company):

— Главные конкурентные преимущества — это банковская розничная сеть. Кроме того, если есть отлаженная технология продаж — это тоже большой плюс. Ну и, конечно, солидный брэнд сам по себе способствует повышению узнаваемости ПИФа и доверию к этому продукту.

— Каковы перспективы индустрии коллективных инвестиций в России? Существуют ли какие-либо законодательные препоны, мешающие более быстрому вхождению российских банков в этот бизнес?

Максим Капитан (The PBN Company):

— Основные проблемы, как это ни печально, до сих пор лежат не в плоскости законодательства, а в плоскости низкого уровня доверия населения к финансовым институтам, а также в отсутствии продуманной позиции государства по отношению к сектору частных инвестиций. Тем не менее поскольку эта ниша по-прежнему заполнена слабо, развиваться коллективные инвестиции будут, вопрос лишь в том, с какой скоростью.

Дарья Плыплина (корпорация «УралСиб»):

— Законодательно усложнены отношения между банком и паевым инвестиционным фондом. Чтобы начать продавать паи, банк должен стать агентом управляющей компании и его отделения должны регистрироваться ФСФР. Отдельный вопрос — из чего платить комиссию банку? В американском законодательстве в структуре расходов фонда уже заложены расходы на комиссию посредника или брокера, каким в данном случае является банк. Российское законодательство такую комиссию не предусматривает, и УК обычно определяют ее на свои страх и риск, руководствуясь размерами скидок и надбавок.

Дина Жарова («Райффайзен Капитал»):

— Группа «Райффайзен» позитивно оценивает перспективы индустрии коллективных инвестиций в России. Это подтверждается высокими темпами роста индустрии за последние два года. Банки могут создавать дочерние УК для управления активами, хотя и существует ряд ограничений внутри самой индустрии, являющихся, на наш взгляд, серьезным сдерживающим фактором — например, требование гарантированного сохранения капитала при управлении активами НПФ при отсутствии возможности инвестировать пенсионные резервы за рубежом. Западный опыт индустрии управления активами доказывает, что ключевым моментом в индустрии коллективных инвестиций является не гарантия сохранения капитала, а профессиональный подход к оценке и управлению рисками, грамотная и внимательная работа с розничными и институциональными клиентами, направленная на разъяснение сути инвестиционного продукта с целью помочь клиенту совершить осознанный инвестиционный выбор.

Евгения Лазарева (АЗИПИ):

— Отрасль коллективного инвестирования в нашей стране еще очень молодая, поэтому обладает большим потенциалом для роста. Уже сегодня темпы роста фондов достаточно высоки. Например, за этот год (он был богат на события) количество ОФБУ и капитал в управлении увеличились в два раза.

Самое главное сейчас, на мой взгляд, — завоевание и поддержка доверия инвестора. Очень важно, чтобы существовали и развивались механизмы надежной защиты прав инвестора, способствующие снижению риска при инвестировании средств.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной
Риски на высоких оборотах FINLEGAL Риски на высоких оборотах

«Б.О» провел конференцию FinLEGAL 2024: Залоги. В ходе мероприятия разгорелись дискуссии по процедурам и методам, которые, казалось бы, отработаны и уже не вызывают сомнений на рынке


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ