Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Финансы на четверых
02.11.2016

Финансы на четверых

За круглым столом «Операторы связи, ретейл и социальные сети vs финансовый сектор: сотрудничество или конкуренция?» собрались люди, которые, по словам модератора Булада Субанова, «представляют самые инновационные компании и формируют повестку на стыке индустрий»


«Фактор успеха любого предприятия, независимо от отрасли, — глубокое проникновение в клиента, его потребности, умение находит правильные предложения, делать это быстро, быть доступными актуальным и работать с клиентом персонализировано», — так довольно емко обозначил основную идею первый спикер, Владимир Галь из компании SAP. По его мнению, если посмотреть на шесть факторов, которые являются ключевыми для принятия решения о любой покупке (скорость, доступность, актуальность, персонализация, простота, ценность), можно увидеть, что по многим позициям банки уступают другим отраслям. Вероятно, эта разница и является движущей силой межотраслевого проникновения финансовых сервисов, которое наблюдается по всему миру. Эксперт напомнил о кейсе американской сети WallMart, в магазинах которой можно «прямо за кассой» получить множество финансовых сервисов. Существуют и удачные примеры обратного проникновения, причем уже у ближайших соседей: маркетплейс банка Kaspi.kz вошел в тройку ведущих e-commerce-площадок Казахстана. Продажа товаров и услуг стала хорошим поводом чаще заходить на сайт, это позволило Банку сблизить себя с клиентом, увеличило узнаваемость бренда.

Если в России функции Alipay сводятся лишь к обслуживанию платежей на портале AliExpress, то в Китае это полноценный оператор финансовых сервисов, рассказал Богдан Задорожный, директор по развитию бизнеса Alipay в России. В частности, на площадках Alibaba есть возможность покупать инвестиционные продукты, инвестировать остатки на счетах Alipay. Впрочем, в России компания выполняет некую просветительскую миссию. Чрезвычайно популярный у россиян Aliexpress (ежемесячная аудитория площадки — 22,5 млн уникальных посетителей) — это единственный маркетплейс, который работает только по безналичной оплате.На этом ресурсе многие пользователи впервые в жизни пробуют онлайн-оплату и приучаются к культуре электронных платежей.

Фаворит другого сегмента онлайн-рынка, социальная сеть «ВКонтакте», только начинает прощупывать возможности финансовых сервисов. Хотя некоторые элементы существовали в сети и раньше — пополнение рекламных аккаунтов, привязка банковских карт, приложения сторонних электронных кошельков и пр. Однако лишь в этом году сеть «ВКонтакте» заявила о себе как о полноценном игроке пользовательских финсервисов, внедрив функционал переводов с карты на карту непосредственно в диалоговый интерфейс. Расчеты обеспечивает банк ВТБ24, в обработке платежей задействованы процессинговые центры «Мультикарта» (группа ВТБ) и Mail.ru. Пользователям предлагаются выгодные тарифы — 1% суммы перевода по картам Visa, а для держателей MasterCard до конца года сервис и вовсе будет бесплатным. Банки и другие участники рынка недовольны таким демпингом (каждый перевод имеет объективную себестоимость, комиссионируется платежными системами), который ставит их в неравное положение.

Аудитория соцсети — 90 млн уникальных посетителей в месяц, в том числе 60 млн в России, сообщил Юрий Иванов, директор по электронной коммерции «ВКонтакте». 20 сентября, в день запуска денежных переводов, медиаохват составил 27 млн человек, 8 млн посмотрели продуктовый лендинг, полмиллиона «оценили интерфейс». Какое количество пользователей в итоге совершили перевод, эмиссар «ВКонтакте» не сообщил — вероятно, конверсия была не слишком высока. В планах развития сервиса: сбор средств в групповых чатах, поддержка краудфандинга и запуск переводов на Украине, которыйнамечен до конца года. Эта информация была озвучена до скандала с ограничением работы российских платежных систем в этой стране, который может повлиять на планы соцсети.

«Сегодня, пожалуй, нет такого финансового сервиса, который нельзя получить в “Евросети”, — подключилась к диалогу Елена Родионова, директор управления финансовых сервисов. — Наша ключевая компетенция — это умение продавать. В активах компании торговая сеть в 1400 городах, 50 млн посетителей в месяц, отлаженные процедуры». Флагманский продукт «Евросети», выпускаемый в сотрудничестве с ГК ЦФТ, — карта «Кукуруза»  — с момента его запуска в 2010 году разошелся тиражом 15 млн. За это время возможности для покупателей сети значительно расширились: оплата услуг, денежные переводы, кредитные и страховые продукты. «Успех партнерства — в модульном подходе к развитию финсервисов», — считает Елена Родионова. В проекте четкое распределение компетенций: банк предоставляет продукт и бэк-офис, IT-партнер обеспечивает новации и функции middle-office, за торговой сетью остается фронт, продажи и коммуникации с клиентом.

Такая формула успеха спровоцировала сарказм звезды Финополиса Олега Тинькова, не сидящего в президиуме, но в нужный момент появившегося из зала с микрофоном. «Скажите, кто из вас зарабатывает деньги? Никто. В одном случае это “ВКонтакте” дотирует, в другом — МТС,в третьем — “Евросеть”. На мой взгляд, делать нужно что-то в финтехе, что приносит деньги. Мы все знаем комиссии платежного бизнеса — он состоит в одном проценте, на котором еще никто не сделал бизнеса, кроме Qiwi, которая заработала благодаря гигантскому масштабу». Олег Тиньков рассказал о своем общении с основателями стартапов, представлявшими на Форуме свои разработки, — увы, перспективной бизнес-модели эксперт в них не усмотрел, «это все красота, какие-то красивые приложения, боты, но денег там нет».

Неожиданно ироничным в оценке финтех-новаций был и Андрей Макаров, директор департамента маркетинга финансовых услуг МТС.Конечно, не обошлось без упоминаний о многомиллионной базе клиентов компании и существующих сервисах оператора: переводы с карты на карту по sms были запущены в прошлом году, в этом году появилось NFC-приложение «МТС.Деньги», а до конца года ожидается запуск «еще более интерактивного способы перевода».«Нужно думать не только о том, как будет удобно платить людям, но и том, как будет удобно ретейлерам принимать оплату, — так поставил вопрос Макаров, — и важно ли им так принимать оплату, как вы пытаетесь заставить своих клиентов?». Идея о том, что безналичные платежи, тем более инновационные способы оплаты, не очень-то важны торговцам (им важно получить деньги в принципе, любым способом), не очень гармонировала с тематикой Финополиса, но по сути звучала совершенно здраво. Будущее — за конвергентным продуктом мобильного оператора и банка, выразил Андрей Макаров согласие с тезисом Олега Тинькова, прозвучавшим на пленарном заседании.  

Получили возможность высказаться и  представители других отраслей — банков, мобильных операторов, торговых сетей. Несмотря на слабость экономической модели, сотрудничество компаний из разных отраслей и поиск устойчивого «доступа к телу» клиента в части финансовых сервисов, несомненно, продолжатся. Что касается роли банков — их положение в среднесрочной перспективе уязвимо, здесь снова вспомнили вторую платежную директиву Евросоюза о доступе альтернативных операторов к банковским данным, но существующая регуляторика как минимум еще десятилетие не позволит обходиться без участия банков.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной
Риски на высоких оборотах FINLEGAL Риски на высоких оборотах

«Б.О» провел конференцию FinLEGAL 2024: Залоги. В ходе мероприятия разгорелись дискуссии по процедурам и методам, которые, казалось бы, отработаны и уже не вызывают сомнений на рынке


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ