Вход Регистрация
Подписка
Новости Войти в раздел

Платежные сервисы: куда идти – предложений много

21.07.2016

20 июля 2016 года Деловой журнал «Банковское обозрение» провел конференцию, на которой обсуждались вопросы развития платежных сервисов в банковском и небанковском воплощении, а также технологические и законодательные ограничения и стимулы в этой сфере

 

Платежные сервисы стали неотъемлемой частью финансового мира: и как простой удобный инструмент для оплаты в интернете или бесконтактным образом, и как доступный механизм для приема платежей в интернет-магазинах, оплаты услуг ЖКХ, мобильной связи, парковок и т.д. Естественно, что вокруг этой технологии образовалась своя экосистема, повышающая уровень конверсии и монетизации сервисов, привносящая в них дополнительные элементы комфорта, а также соединяющая физический мир кошельков с их электронными аналогами.

Быстро расти позволяет экосистема

Конференция началась с презентации председателя правления «Юнистрим» Кирилла Пальчуна, посвященной монетизации трафика банковского веб-сайта. Чтобы обозначить размер «поляны», о которой будет идти речь, он привел данные исследования компании Worldpay, согласно которому мировой рынок платежей растет довольно быстро: в 2015 году он достиг отметки в 1,66 трлн долларов США, увеличившись на 14% по сравнению с 2014 годом.

 

Динамика выручки онлайн сервисов международных переводов

Источник: SaveOnSend.com, 2016

На представленном выше графике видна динамика поквартальной выручки крупнейших мировых сервисов онлайн-платежей, как одной из компонент платежного рынка. Из этого анализа компании SaveOnSend.com можно сделать два далеко идущих вывода. Во-первых, наблюдается консолидация рынка в руках трех наиболее быстро растущих игроков: Western Union (WU), Xoom и MoneyGram. А, во-вторых, все остальные вместе взятые, быть может, за исключением сервиса TransferWise, работающего по принципу по принципу P2P, давно и серьезно отстают по темпам роста и выручки от ближайшего конкурента из «большой тройки».

Что касается России, то онлайн-платежи – один из самых перспективных и быстро развивающихся сегментов. Тренды здесь в целом схожи с общемировыми. А вот, платежи наличными постепенно уступают место платежам с банковских карт и электронных кошельков. По данным НАФИ за 2015 год, опыт подачи заявки/оформления банковской услуги удаленно уже имеют 64%. Это действительно неплохой показатель. В «Юнистриме» им довольны.

Но, что вызывает в этой компании некоторое разочарование так это то, что отечественные банкиры в отличие от их западных коллег по какой-то причине не рассматривают свои веб-сайты как дополнительный элемент монетизации своего собственного трафика. Ведь как показывает опыт ведущих платежных сервисов, лидеров вышеприведенного графика, темпы роста их выручки коррелируют с приростом дополнительных заработков банков-партнеров от комиссий, которые платят онлайн-сервисы за каждого обслуженного клиента. При этом там нет особенной конкуренции между банковскими продуктами и продуктами онлайн-сервисов. Места для роста хватает всем, а эффект от расширения экосистемы идет всем только на пользу.

Поэтому в «Юнистриме» посчитали, что пора менять эту практику. Изучив то, что именно повышает эффективность банковских сайтов, там пришли к выводу, что на данный момент времени сильнейшими «магнитами» для привлечения клиентов становятся интерактивные элементы: калькуляторы, формы и заявки. А раз так, то появилось коробочное решение, легко размещаемое на отельной странице сайта банка и позволяющее осуществлять онлайн-переводы «Юнистрим» с карт MasterCard и VISA.

Кирилл Пальчун, уверен, что при 12 тыс. посещений пользователями страницы в день при среднем по рынку уровне конверсии в 10%, чеке в семь тысяч рублей и комиссии в 0,3%, доход банка-партнера составит 756 тыс. рублей в месяц. При этом затраты требуются разовые – на оплату вебмастерам за разработку одной веб-страницы сайта банка. Таким вот нехитрым путем расширяется партнерство, и создается экосистема вокруг банков и сервисов.

Но место в этой экосистеме есть и для иных участников, например, для интернет-поисковиков, агрегаторов, а также финтехов. Выступлениям представителей этих компаний была посвящена вторая практическая сессия конференции.

Платежи в контексте

Первой слово взяла Анна Ковалева, менеджер по развитию бизнеса «Яндекс.Касса» с докладом «Будущее платежей: нестандартные контексты». Начала она с того, что пользователи смартфонов стали доверять своим девайсам куда больше, чем порой следовало бы: открывается доступ к местонахождению, камере, отпечаткам пальцев, данным кредитных карт и т.д. Их никто не заставляет это делать, но так происходит повсеместно.

 

Анна Ковалева, менеджер по развитию бизнеса «Яндекс.Касса»

 

А раз так, то операторы мобильной связи и поисковые системы получают возможность при работе со своими клиентами в корне поменять концепцию: от того, чтобы узнать от клиента по его запросу в строке поиска, что тому надо – к проактивным действиям на основе информации о его геолокации и поведении. В связи с этим можно выделить несколько типичных сценариев, которые в «Яндексе» назвали «контекстами».

Во-первых, сегодня поколения X и Z чаще других, спрашивают совета именно у поисковиков, а не у родителей или друзей. Причем спрашивают в буквальном смысле этого слова – голосом: как варить варенье? Это первый контекст. И, на самом деле, для системы, обладающей огромной базой данных об этом человеке, сделать выводы не представляет особого труда.

Второй является развитием первого. Все эти запросы, как голосовые, так и текстовые задаются в контексте конкретного местоположения и предыдущего маршрута пользователя смартфона. Иными словами, «Яндекс» знает, что предшествовало запросу и где человек его задает. А может и на задавать: например, подъехав к платной трассе, с высокой долей вероятности включение девайса означает намерение оплатить за проезд. Значит: надо активировать нужное платежное приложение.

С парковкой автомобиля та же история. А если был вопрос про варенье, то следует показать карту с предложения ближайших магазинов с ингредиентами для приготовления лакомства. А если человек подъехал к бензоколонке и по каким-то причинам не хочет выходить из автомобиля, то «Яндекс» сделает все за человека с помощью минимума команд. Правда сегодня этот сервис, по словам Анны Ковалевой, работает на Украине, в России – на стадии пилота.

И третий контекст – использование чат-ботов. Эта «игрушка» в умелых руках позволяет с одной стороны отказаться от наличия множества приложений в пользу единой «точки входа». А с другой – помогает, не выводя клиента из привычной для него среды того или иного приложения, найти его другим участникам экосистемы: окружающим его торгово-сервисным предприятиям с релевантными предложениями. Без спама и других назойливых предложений.

Понятно, что этими тремя контекстами окружающий нас мир не ограничиваеься. Но именно эти протестированы и хорошо работают. А что касается «Яндекс.Деньги», то он уже выступает в качестве элемента экосистемы, интегрирующего и распределяющего информацию о клиенте с представителями электронной коммерции, банками и платежными сервисами. Таким образом, миссия «правильного» платежного сервиса – предложить клиенту максимально простое решение его задачи, чем собственно многочисленные платежные и не только сервисы поисковика и занимаются. При этом ни в коем случае нельзя забывать о соответствующей автоматизации торгово-сервисных предприятий, на это «заточен» сервис «Яндекс.Касса». Всех их объединяет сервис электронного кошелька.

Кошельки от кутюр и сервис «занычек»

Следом слово взял Кирилл Горыня, генеральный директор CardsMobile с презентацией «ДБО и кошельки. Отличить нельзя сравнить», в конце которой он предложил участникам конференции самим расставить запятые в нужном месте в названии. Дело в том, что сейчас под термином «электронный кошелек» по сути понимается смарт-карта или другой электронный носитель со встроенным чипом, позволяющие хранить электронные деньги и осуществлять различные платежи: по сути, разновидность ДБО.