Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • За МКАД финансовым онлайн-супермаркетам нет места
22.03.2017 Аналитика

За МКАД финансовым онлайн-супермаркетам нет места

В Москве 22 марта 2017 года прошла конференция «Успешные финансовые супермаркеты и партнерские программы: идеи и реализация», организованная порталом bankir.ru и собравшая более сотни профильных экспертов


Особенностью мероприятия стало то, что уже не только банкиры рассказывали друг другу, что такое маркетплейс. На этот раз им об этом большей частью докладывали представители МФО, инвестиционных и телекоммуникационных компаний. Почему? Уже всем стало очевидно, что государственные банки движутся вперед без оглядки на коммерческих коллег по цеху, и еще не известно, как сложатся между ними партнерские отношения.

 

Участники панельной дискуссии

 

Это тонко почувствовали, в частности, мобильные операторы, имеющие активную аудиторию сопоставимую, например, со Сбербанком или даже превышающую ее. А если говорить о компании AliExpress, уже имеющей успешные кейсы в России, то уже Сбербанк может, как выражаются представители поколений Yи Z, «нервно курить в сторонке», жалея о том, что купили в свое время только Яднекс.Деньги, а не Яндекс целиком вместе с его маркетплейсом.

В отсутствии бессменного модератора мероприятий bankir.ru Антона Арнаутова, жестко пресекавшего на своих конференциях деловые контакты банкиров с претендующими на их кусок пирога, на этот раз последние имели возможность всласть прорекламировать свои достоинства. И надо заметить, делегаты были настроены к ним миролюбиво и засыпали вопросами.

 

Андрей Макаров, директор департамента маркетинга финансовых услуг компании МТС

 

Например, таким был доклад Андрея Макарова, директора департамента маркетинга финансовых услуг компании МТС на тему «Маркетплейс от МТС». В самом начале спикер обозначил свою позицию к банкам как таковым цитатой Билла Гейтса, основателя Microsoft: «Нам нужны банковские услуги, но банки больше не нужны».

Напрягшуюся было аудиторию спикер успокоил тем, что и услуги связи уже давно стали похожи у разных операторов как две капли воды, разница лишь в деталях. Но именно эти детали, в частности доверие клиентов и глубокое знание каждого из своих благодаря современным IT-технологиям, подталкивают связистов и банкиров к более плотному сотрудничеству. Что касается доверия Андрей Макаров воспользовался запрещенным приемом и спросил у собравшихся: «Сколько было за последние десять лет отзывов лицензий у банков, и сколько у связистов? Поэтому за пределами МКАД и мегаполисов, мобильные операторы пользуются у населения доверием сопоставимым разве, что со Сбербанком». А это дорогого стоит, причем в буквальном смысле.

Одним из флагманских продуктов в списках множества других, находящихся в маркеплейсах на сайте МТС, спикер выделил платформенное «маркетплейсное» мобильное приложение «Кошелек», которое приобрело заметную долю рынка в сегменте «простых и удобных» платежей по всей стране в противовес перегруженным излишним функционалом ДБО и мобильным приложениям ряда банков. Первым партнером спикер назвал Банк МТС, но двери не закрыты ни для кого, и дал свое толкование термина «маркетплейс» — это ярмарка, куда люди приходят с удовольствием и с таким же удовольствием выбирают и покупают товары. МТС движется в эту сторону и ищет попутчиков.

Другой докладчик, Илья Вельдер, управляющий директор дирекции стратегического развития и корпоративных коммуникаций Банка «АК БАРС», в докладе «Как продавать финансовые продукты на глобальных маркетплейсах?» похоже таки вогнал в депрессию представителя МТС, рассказывая о бенефитах банка от сотрудничества с AliExpress.

Этот кейс — тот самый случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Приведенный ниже слайд самым красноречивым образом показывает, что значит работать с «правильным» партнером банку, чей офис находится в Казани, а целевая аудитория сконцентрирована не в столицах, а в городах Поволжья.

 

Более чем двухкратный рост трафика на страницы сайта «АК БАРС» по участвующим в проекте с AliExpress продуктам

 

Не менее интересным оказалось выступление Ярослава Кабакова, заместителя генерального директора компании «Финам»: «От магазина акций до whitelabel: технологии продвижения брокерских услуг». По его словам, население страны в условиях снижающегося уровня процентных ставок по депозитам медленно, но верно двигаться в сторону инвестиций на фондовом рынке. Становятся востребованными онлайн-ресурсы по брокерским услугам. «Финам» предлагает довольно таки интересный подход по встраиванию на посещаемые ресурсы финансовой направленности специальных модулей, брендируемых площадкой на свой вкус. Опыт кейсов показывает значительный прирост выручки маркеплейсов от подобной интеграции, что дало спикеру повод дать прогноз, что уже в скором времени маркетплейсы брокеров станут привлекать банкиров для продажи на них своих депозитов и т.д.

Евгений Поляков, директор по электронному бизнесу «Альфа Капитала» в выступлении «Опыт продаж инвестиционных продуктов через партнерские организации и интернет-площадки», в целом согласился с коллегой. Рост активности в данном сегменте налицо. Но надо правильно работать с этой группой клиентов, ведь инвестиции требуют некоторых дополнительных навыков и действий от начинающих инвесторов по открытию брокерского счета, учета рисков покупок акций в режиме 24 на 7 в то время, как биржа работает в другом режиме и т.д. Оптимизм брокерам придает надежда на скорейшее решение регулятором вопросов, связанных с удаленной идентификацией клиентов. Это скачкообразно способно увеличить объемы этого рынка.

 

Сергей Одиноков, член правления, директор по проектам МФО «Домашние деньги»

 

От темы онлайна на землю делегатов спустил Сергей Одиноков, член правления, директор по проектам МФО «Домашние деньги» с докладом «Финансовые и нефинансовые услуги с доставкой на дом». МФО уже давно переросли тот этап своего развития, когда эти организации чаще всего называли не иначе, как «бандитами». Сейчас это финансовые компании федерального масштаба, с могучими IT-инфраструктурами, самыми передовыми механизмами обработки больших данных из различнейших источников и т.д. Но применительно к «Домашним деньгам», было названо в качестве ключевой компетенции компании в задействовании в своих бизнес-процессах 4,5 тыс. агентов — физически лиц, штат которых быстро растет.

Они в состоянии в течение десяти минут физически добраться до любого клиента МФО, провести опросы любой сложности, оформить документы, доставить любые товары, произвести оценку клиента и сделать его фото. Т.е. всё то, что является препятствием для весьма существенного процента населения страны не пользоваться онлайн-сервисами, особенно в регионах, «Домашние деньги» переводят их в разряд легко решаемых проблем. Эти и множество других своих услуг МФО и предлагает банкирам. Надо отметить, весьма успешно, что позволяет перефразировать фразу одного из докладчиков «За МКАД финансовым онлайн-супермаркетам нет места» на «За МКАД финансовые онлайн-супермаркеты работают немного иначе, чем в столице».

Были, конечно, и другие доклады. Но именно эти передают дух изменений в сегменте коммерческих банков в вопросе путей развития финансовых супермаркетов и маркетплейсов. У государственных банков, на самом деле, появился реальный повод для беспокойства. Обо всем этом подробнее и о других ярких докладах, прозвучавших на этой конференции, «Б.О» планирует написать в ближайшем печатном номере журнала.






Новости Новости Релизы