Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Описание номера
В стратегии развития банковской системы на 2004—2008 годы отражено много актуальных проблем. Это и укрепление залоговых прав кредиторов, и развитие корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля в кредитных организациях, и освобождение банков от выполнения несвойственных им функций. Однако некоторые положения этого документа
по-прежнему вызывают критику со стороны банков. Кроме того, есть вопросы, важные с точки зрения банкиров, которые вообще не учтены в стратегии.
Банковский рынок ожидает усиления контроля со стороны надзорных и регулирующих органов. Причина всем известна: Банк России отозвал лицензию у Содбизнесбанка, а из Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ) поступила информация, что похожие претензии у государства есть еще, как минимум, к 10 банкам. Что стоит за неожиданной активностью регуляторов в их борьбе с отмыванием денег? На вопросы «Банковского обозрения» отвечает руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктор Зубков.
Стратегия развития банковской системы России на 2004—2008 годы предполагает усиление и совершенствование надзора со стороны ЦБ РФ, создание достаточно жестких условий для конкуренции на внутрибанковском рынке. Отношение к стратегии разное: от поддержки и одобрения до критики за создание административных барьеров, которые могут привести к сокращению числа действующих банков. Свое мнение по поводу этого документа высказал «Банковскому обозрению» известный российский экономист, научный руководитель Высшей школы экономики, президент фонда «Либеральная миссия» Евгений Ясин.
В банковской среде активно создаются новые бренды и радикально реформируются старые. Поиск лучшего имени говорит о многих важных процессах в банковском сообществе: о слияниях и поглощениях, и напротив, о размежевании финансово-промышленных групп, об ужесточении конкуренции и агрессивном выходе на новые рынки. Процесс ребрендинга только начался — мы еще услышим новые имена.
Пока Банк России печется о вкладчиках Содбизнесбанка, а они организуют оскорбительные выходки в адрес ЦБ РФ, за кадром остается проблема другой немаловажной категории клиентов — малых и средних предприятий. Они подсчитывают потери в одиночестве, и самое меньшее, что можно для них сделать — это объяснить, какие вопросы они должны задавать и учитывать при выборе банка в дальнейшем. Огромной массе предпринимателей страны следует пройти ускоренный курс риск-менеджмента клиента банка.
Как выбрать надежный банк — эта фраза верно отражает суть проблемы, но настолько шаблонная, что даже стыдно ее ставить в заголовок. Уже более 15 лет прошло после монополии сберегательных касс, уже пережили пирамиды, дефолт и крушение отдельных банков, а проблема все равно остается актуальной. И будет ею оставаться. Так как же предпринимателю выбрать надежный банк?
Зарплатные сервисы банков вступают в новую стадию развития. Времена, когда жалованье, перечисленное на карточку сотрудника, моментально обналичивалось в ближайшем банкомате, уходят в прошлое. Люди, которым когда-то поневоле пришлось завязать отношения с банком, теперь хотят стать полноценными клиентами: размещать свои средства на хороших условиях, пользоваться интернет-банкингом и другими достижениями банковской розницы. И банки начинают идти им навстречу. Преимущества и недостатки карточных зарплатных схем «Банковскому обозрению» комментирует вице-президент, партнер компании «ФБК» Сергей Ломизе.
Июнь стал месяцем настоящего прорыва в подготовке «Стратегии развития банковского сектора на 2004—2008 годы». На XIII Международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге первый зампред ЦБ РФ Андрей Козлов сообщил: проект окончательно согласован и передан в правительство. И тут же было предложено заняться разработкой нового, еще более стратегического документа.
Один из крупнейших по размеру частных банков России — Международный промышленный банк (МПБ) до недавнего времени считался достаточно закрытой финансовой организацией, ориентированной на интересы своих собственников и их партнеров — крупной корпоративной клиентуры. В настоящее время руководство банка заявляет о своих намерениях активно развивать розничное направление. Недавно банк объявил о создании управляющей компании, которой будут переданы все бумаги непрофильных предприятий, находящиеся в собственности МПБ. Активы промышленной империи МПБ будут пересмотрены и реорганизованы, что даст возможность сосредоточиться на банковском бизнесе. Об этом и о некоторых других проблемах, актуальных для деятельности МПБ, рассказала «Банковскому обозрению» управляющий Международным промышленным банком Наталия Самкова.
Латентный банковский кризис, спровоцированный закрытием Содбизнесбанка и «Кредиттраста», скорее всего, окажется хорошей прививкой. При всем установившемся благодушии (не бывать, мол, больше августу-98) к банковской системе и отдельным банкам все равно стоит относиться с опаской. Клиентам расслабляться нельзя.
Финансовая корпорация «НИКойл» меняет вывеску на «УралСиб» и вместе с ней получает вторую по размеру (после Сбербанка) сеть розничных продаж финансовых продуктов. До сих пор банковский рынок знал только один сравнимый по масштабам маркетинговый и брендинговый проект — Альфа Банк Экспресс. Однако интересы последнего пока сосредоточены в столице, тогда как «УралСиб» будет продвигаться как национальный бренд — вместе с соответствующими бизнес-моделями финансового супермаркета, унифицированными тарифами и технологиями продаж.
Страхи аудиторов по поводу передела рынка в связи с переходом банковской системы на международные стандарты пока не оправдались. Но зато по мере приближения «дня икс» — а им, как известно, является 30 сентября 2004 года, после которого нужно будет приступить к работе над первым отчетом по МСФО, — о недостатках, связанных с внедрением международных стандартов, все чаще и чаще стали говорить банкиры.
Рынок добровольного медицинского страхования банковских сотрудников медленно преодолевает привычку банков страховаться в «карманных» компаниях. Вопрос цены и качества выходит на первое место, и конкуренция среди страховщиков за традиционно платежеспособные и дорожащие своими специалистами банки растет. Сегодня банки покупают уже не только скоропомощные или комплексные, но и профилактические программы ДМС. Представители страховых компаний отвечают на вопросы «Банковского обозрения» об уровне конкуренции на этом рынке, о ценовых тенденциях и предпочтениях банков в выборе программ ДМС.
Схемы выдачи заработной платы с использованием пластиковых карт были и остаются самыми масштабными эмиссионными проектами для большинства российских банков. Объемы зарплатных проектов, которые банки предлагают предприятиям, неуклонно растут. В последнее время на этом рынке активизировались даже те кредитные организации, которые раньше этим практически не занимались.
ОВ банковском сообществе развернулась горячая дискуссия о том, нужно ли банковской сфере саморегулирование и в какой оно должно осуществляться форме. Своим мнением с корреспондентом «Банковского обозрения» поделился президент Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев.
На XIII Международном банковском конгрессе Центробанк — второй раз за все время своего существования — отчитался о проделанной работе перед банковским бизнес-сообществом. Причем отчет Банка России «О развитии банковского сектора и банковского надзора в 2003 году» стал достоянием нашего журнала немного раньше, чем он попал в структурные подразделения ЦБ РФ.
Освоение розничного сектора и выход в регионы — две самые актуальные тенденции на российском банковском рынке. Вместе с тем это наиболее спорные темы, поскольку освоение новых рынков рискованно, требует значительных затрат и сложного анализа многих факторов. Например, как будет складываться конкурентная ситуация с иностранными банками в центре и в регионах. АКБ «Ист Бридж Банк» (ЗАО) работает на российском рынке уже 10 лет, знает проблему сотрудничества с иностранным капиталом «изнутри» и выполняет масштабную программу выхода в регионы. На вопросы «Банковского обозрения» отвечает председатель правления АКБ «Ист Бридж Банк» (ЗАО) Валерий Калачев.
Специалисты по HR в банках знают, что к преимуществам, которые дает полис добровольного медицинского страхования (ДМС), сотрудники привыкают быстро и сразу: воспользовавшись хоть раз корпоративной страховкой, они уже не могут отказаться от этого блага. Банк тратит всего 300—500 долларов в год на одного человека, а «охотнику за головами» уже гораздо сложнее переманить таких мотивированных сотрудников чуть более высокой зарплатой.