Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Описание номера
2006 год станет годом широкого применения банками CRM-систем. Это стало очевидно по итогам Второго CRM-форума 2006и Первого банковского CRM-форума 2006. Живой интерес,который банки проявляют к этой теме, подвиг «БО» обратитьсяза разъяснениями к Генеральному директору «ФБ Консалт»,члену международной CRM Guild и международной Ассоциации консультантов по процессам продаж (IASPC) Андрею Павлову.
За первые четыре месяца текущего года паевые фонды, привлекая частных инвесторов головокружительной доходностью, собрали вдвое больше средств, чем за весь прошлый год. Банкам впору задаться вопросом: чьи миллиарды уходят в доверительное управление? Может быть, те самые, которые могли бы осесть в банковских вкладах?
И общественная мораль, и практика бизнеса, и дух закона вместе с его буквой сейчас таковы: если банки приходятза имуществом к своим бессовестным должникам, то банки — рейдеры и хапуги. Не отдавать, обойдутся, и так богатые.
Доступность банковских услуг для населения — тема, которая привлекает сейчаск себе пристальное внимание как участников рынка, так и российских госструктур. Банки открывают отделения и конкурируют друг с другом там, где много людейи много денег, — как правило, в городах-миллионниках. Жители же небольших городов, и особенно села, составляющие большинство населения страны, далеко не всегда имеют возможность внести вклад или запросить кредит, не говоря ужео том, чтобы арендовать сейфовую ячейку или получить пластиковую карту. Геннадий Мещеряков, Президент Связь-Банка, видит несколько перспективных путей решения проблемы.
Рост индекса РТС на 83% в 2005 году и его повышение в первые месяцы 2006 года, обесценивание доллара и непредсказуемая динамика курса евро — вот те факторы, которые, по мнению экспертов, подталкивают россиян к пересмотру своих приоритетов при выборе инвестиционных инструментов. Банковские вклады, приносящие своим владельцам от силы 9—10% годовых в рублях и 4—5% годовых в валюте, больше не выглядят привлекательными. Особенно если сравнивать их с ПИФами, которые даже в случае выбора консервативной стратегии демонстрируют годовую доходность свыше 40—60% годовых. В этой ситуации банкам приходится либо «дружить домами» с управляющими компаниями, либо развивать главного конкурента ПИФов — Общие фонды банковского управления (ОФБУ).
«Банковское обозрение» решило провести перепись всех наиболее значимых банковских мероприятий – форумов, конгрессов, выставок. Эксперты «БО» отранжировали наиболее значимые мероприятияи получился сводный рейтинг банковских форумов.Как и следовало ожидать, наиболее значимыми банкиры считают июньский Международный банковский конгресс в Санкт-Петербурге, апрельский съезд Ассоциации российских банков и февральскую встречу банкировс руководителями регулирующих органов в «Бору».
Количество инорегиональных филиалов в среднем по России уже превысило количество местных банков и их филиалов на 20%.В отдельных регионах удельный вес «варяжских» филиаловв несколько раз превышает долю местных банков. Если бы данныеБанка России содержали информацию о любых точках продаж инорегиональных банков, картина получилась бы еще более выпуклой. Развитие сети «второго» уровня: дополнительных офисов, кредитно-кассовых офисов, «мини-банков», банковских киосков и т.д., — говорит о том, что банки идут в регионы с основательными намерениями, а не с целью быстрого снятия сливок.
В высокотехнологичный XXI век расходы банков на ручки, ластикии карандаши продолжают расти от месяца к месяцу и от года к году.В среднем банк тратит на «канцелярку» от 50 до 200 тыс. рублей. При этом опрошенные «БО» банкиры исповедуют один принцип: за ценойне постоим, но и за престиж переплачивать не будем. Оптимальным решением при таком подходе становятся китайские канцтовары, которые делаются по лекалам европейских брэндов, но при этом не являются такими дорогостоящими, как «подлинники» из Европы и США.
У банкиров немало достоинств,но так уж сложилось, что они —не лучшие продавцы. Может, потому и технология продаж финансовых продуктов, известная под названием финансовый супермаркет,еще толком не прижившисьна российском рынке, уже вызывает критические оценки. Генеральный директор страховой компании «ОРАНТА» Сергей Устюков уверен, что у комплексных продаж финансовых продуктов и интегрированных финансовых услуг большое замечательное будущее — если организацией продаж займутся именно страховщики.
Обеспечивать доходность своего бизнеса банкам становится все сложнее: конкуренция в секторе растет, а маржа снижается. Уже недостаточно, чтобы доходным было только одно направление деятельности финансовой структуры, необходимо обеспечиватьее прибыльность в целом. Это, по мнению экспертов, и выводитна первый план проблемы управления доходностьюи минимизации рисков.
Финансовый сектор может дать российской экономике деньги, сопоставимые с доходамиот нефтянки, — считаетгенеральный директор компании «Страховой дом ВСК»Сергей Цикалюк.Но для этого России необходимо сохранить свой банковскийи страховой рынок послевступления в ВТО.
Банк России не требует от своих поднадзорных обязательного выделения казначейства банка как отдельного подразделения. В то же время западные эксперты отсутствие казначействво многих российских банках отмечаютс удивлением. Могут ли функции казначейства распределяться между сотрудниками банка, работающимив других подразделениях? Начинаяс какого объема операций, активов, оборота банку требуется казначейство как самостоятельное подразделение? На вопросы «БО» отвечают эксперты банков.
Ребрэндинг, который в 2005 году был модой для «крупняка»,в 2006 году превращается в моду для всех более или менее крупных банков: вслед за ВТБ, Альфа-Банком и «Уралсибом» «реконструкцией» своего имиджа занялись финансово-кредитные структуры рангом поменьше. Эксперты объясняют это просто: банки видят в ребрэндинге шанс уцелеть в условиях растущей конкуренции, а если уж не повезет,то хотя бы возможность привлечь щедрого покупателя. Однако для многих финансовых организаций ребрэндинг «в сухом остатке» может оказаться не спасением, а ловушкой: в случае неудачи он чреватне только огромными финансовыми потерями, но и массовым оттоком клиентов. А причиной неудачи может стать все — от «провальной» рекламной кампании в СМИ до нехватки стульев в отделенияхи перебоях в работе компьютеров. Не говоря уже о «человеческом факторе» — качестве обслуживания клиентов в том или ином банке.