Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Описание номера
Отставка Илкки Салонена с поста председателя правления Международного московского банка стала сенсационным событием. Как в силу харизматичности фигуры самого банкира, так и потому, что ММБ является старейшим в России банком с участием иностранного капитала.
Есть ли у российских финансовых компаний узнаваемые брэнды, способные обеспечить им лояльность клиентов и повысить капитализацию самих компаний? Долгое время на этот вопрос эксперты отвечали отрицательно, исключение делалось, пожалуй, лишь для одного Сбербанка. Однако времена меняются: в рейтинг «Самые ценные российские брэнды», который компания Interbrand Zintzmeyer & Lux AG составляет уже второй год подряд, вошли сразу шесть национальных банков и одна страховая компания. По каким критериям отбирались брэнды и чем объясняется положительная или отрицательная динамика их развития по сравнению с аналогичным рейтингом за 2005 год, рассказала «БО» глава Interbrand Zintzmeyer & Lux AG Ирина Соловьева.
Швейцарский банк Credit Suisse, начавший работать в России на рынке частного обслуживания менее трех месяцев назад, доволен и первыми результатами своей деятельности, и российскими клиентами. По словам главы отделения персонального банковского обслуживания Credit Suisse в Москве Алексея Родзянко, российские потребители услуг private banking являются «двусторонними»: они интересуются как классическими банковскими услугами, так и инвестиционным банкингом. При этом интерес к последнему растет не менее быстрыми темпами, чем российский фондовый рынок.
Известие о продаже контрольного пакета Оргрэсбанка скандинавской группе Nordea было для рынка неожиданным — отчасти потому,что команда банка оказалась не из болтливых, отчасти же потому,что переговоры продолжались вплоть до подписания договораи официально афишировать было нечего. Но пришло время,и председатель правления Оргрэсбанка Игорь Коган согласился рассказать «Банковскому обозрению», о чем договорились акционеры со стратегическим инвестором, как проходили переговоры и как изменилась стратегия развития банка.
Аккредитив уже не одно десятилетие является универсальным средством расчетов в мировой торговле. Расчеты по аккредитивам осуществляются по правилам, которые разрабатываются общественной организацией — Международной торговой палатой. Эти правила периодически претерпевают изменения. Впервые в работе над новой реакцией правил принял участие специалист из России — директор департамента финансовых институтов Внешэкономбанка (ВЭБ) Александр Зеленов. Он рассказал «Банковскому обозрению» о своем участии в принятии новых правил и поделился своим видением проблемы развития аккредитивных операций на российском банковском рынке.
Председатель совета директоров Первого республиканского банка Сергей Юрьевич Юнин задержится на работе после шести только в случае, если его призовет президент Путин. На работу банкир идет как на ринг — ему нужны состязание и победа. Видимо, оттого и кабинет выдержан в напряженных красных тонах. Но бой длится только до шести раундов, то есть часов. Заканчивать надо вовремя и нокаутом — трудоголизм в банке не приветствуется.
Степень доверия россиян к отечественной финансовой системе находится в прямой зависимости от уровня их доходов. Об этом свидетельствует исследование Росгосстраха, проведенное в 34 городах России, включая города-миллионники. Исследователи выяснили отношение респондентов к надежности российской финансовой системы, их предпочтения в сфере накоплений и инвестиций.
Экстенсивный рост в банковском страховании завершен: партнеры поделены, доли рынка распределены. Настало время для более интенсивного освоения занятого пространства — тем более что нарастает внутренняя конкуренция внутри пула страховщиков, аккредитованных при одном банке. О характерных тенденциях банковского страхования в прошлом году рассказывает заместитель директора департамента по работе с корпоративными клиентами САК «Энергогарант» Александр Кисенков.
Хотя рынок частного обслуживания в России и развивается рекордными темпами, многие банкиры уверены: у нас private banking пока не столько объективная реальность, сколько красивый модный термин, который льстит самолюбию и банкиров, и клиентов, способных оплатить себе «входной билет» в мир элитного обслуживания. А вот настоящий private banking «швейцарской пробы» если и приживется в России, то только когда уйдут бизнесмены в первом поколении, и на смену им придут их сыновья, внуки, а еще лучше — правнуки. Такой точки зрения придерживается и руководитель направления по работе с VIP-клиентами и управлению частным капиталом Альфа-Банка Сергей Боровиков, ответивший на вопросы «БО».
У «Почты России» большие виды на банковский рынок. Это не то, о чем все подумали, — речь о создании Почтового банка пока не идет, время еще не пришло. Огромная консервативная инфраструктура почты требует значительной модернизации, это все равно что реформировать Китай. Модернизированная почта станет универсальной розничной сетью — российское банковское сообщество еще никогда не располагало сетью такого масштаба. Став крупнейшим аутсорсером сети, захочет ли почта получить свою банковскую лицензию? На вопросы «Банковского обозрения» отвечает руководитель Дирекции по коммерческим операциям ФГУП «Почта России» Игорь Мандрыкин.
Звонок в банк может иногда обернуться для клиента массой интересных впечатлений. Например, вместо информации об услугах и продуктах человек будет вынужден прослушать музыкальную композицию, так как все операторы call-центра окажутся занятыми и не смогут ответить на звонок. Ничего криминального в этом, конечно, нет. Вот только складывается впечатление, что музыкальные композиции для автоответчика выбираются «методом тыка». В результате образ банка в сознании клиента расходится с мнением банка о себе.
Как показало исследование «Банковского обозрения», в структуре современного российского приват-банкинга наибольшим спросом пользуются небанковские услуги, прежде всего юридические услугипо защите богатств. Очень сильно этот спрос подстегнули слухио разводе Романа Абрамовича и о неслыханных претензиях супруги олигарха на его миллиарды, нажитые непосильным трудом. Произошли изменения и в клиентской структуре приват-банкинга. Богатеи первой тысячи держат свои главные активы за границей,а в российском приват-банкинге просто играются в бирюльки по мелочам. В то же время на частное обслуживание в московские банки мощным потоком хлынули региональные промышленникии финансисты, потихоньку легализующие свои компании и капиталы.
В Альфа-Банке почти завершена ребрэндинговая кампания, результатом которой станет слияние брэндов «большой Альфы» и «Альфа Банк Экспресс». В 2007 году банк намерен увеличить свое присутствие в информационном поле. Об информационной политике кредитной организации, о завершении большой ребрэндинговой кампании и о планах банка в этой связи рассказал в интервью «Банковскому обозрению» директор по информационной политике и связям с общественностью Альфа-Банка Леонид Игнат, недавно назначенный на эту должность.
Еще совсем недавно рабочий день любого российского банкира начинался с газеты «Коммерсантъ». Это считалось хорошим тоном. Но времена меняются, а с ними и приоритеты. В настоящее время важно быть не просто в курсе дел, важно быть максимально компетентным в своей области. О том, что же читают банковские специалисты сегодня, мы беседуем с генеральным директором Издательского дома «Регламент» Еленой Солдатовой, которая много лет проработала в крупных российских банках, а теперь профессионально занимается изданием методической литературы для банков и страховых компаний.
Современный рынок программного обеспечения предлагает достаточно богатый выбор программных решений для автоматизированного управления рисками. Большинство банков озабочено сейчас проблемами определения требований к решениям и подбора таких программ. Банки решают вопрос выбора пути и этапов реформирования технологии управления рисками в сочетании с поэтапным внедрением специализированного программного обеспечения (ПО). Как строить технологию? В какой момент возникает потребность в автоматизации? Как выбрать программу или оптимальную комбинацию программных компонент и получить комплексное решение? Как связать этапы развития технологии управления рисками с этапами внедрения ПО и получить максимальный экономический эффект от внедрения? Об этом пойдет речь в нашей статье.