Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Описание номера
Крупный российский бизнес, включающий немало предприятий топливно-энергетического комплекса, зачастую все свои операции осуществляет через иностранные банки. Однако некоторые задачи по обслуживанию предприятий ТЭК способны решить лишь отечественные кредитные организации. О проблемах взаимодействия российского банковского сектора с газовой отраслью журналу «Банковское обозрение» рассказывает председатель правления Газэнергопромбанка Лариса Ларина.
Рынок офисной климатотехники в России развивается гораздо медленнее, чем рынок бытовых кондиционеров. Работодатели, конечно, заботятся о сотрудниках, но стремятся обойтись при этом «малой кровью». А установка офисных климатических систем — это серьезный проект, затратный и требующий времени. В большинстве своем начальство считает, что проще поставить обычные сплиты и не мучиться выбором из многочисленных специализированных систем, которые предлагают разработчики офисной климатотехники. Да и лето в последнее время нежаркое.
Объем кредитования физлиц в России уже превысил 10 млрд долларов. Около 1 млрд из них банки-кредиторы никогда не вернут — примерно таков объем невозвратов. Точнее, по разным причинам не смогут вернуть сами. Зато проблемными кредитами могут заняться профессионалы — коллекторы, сборщики долгов. В перспективе, вместе с обещанным экспертами троекратным ростом потребительского кредитования, а также ростом невозвратов, коллекторский бизнес может рассчитывать на рынок более чем в 3 млрд долларов.
Еще немного, и мы начнем прилежно зарабатывать себе кредитную историю. А они начнут зарабатывать на наших кредитных историях. Они — это кредитные бюро. Госдума буквально в последний момент перед третьим чтением закона определила характер игроков рынка кредитных историй, допустив на него как сами банки, так и независимый бизнес, зарабатывающий на продаже финансовой информации. «Банковское обозрение» не раз и подробно рассказывало о том, как будет работать модель кредитного бюро, учреждаемого самими банкирами. Сегодня о технологии работы «небанковского» кредитного бюро рассказывает Владимир Герасимов, генеральный директор «Бюро кредитных историй Экспириан-Интерфакс» (Experian Interfax).
Платежная пластиковая карта продолжает триумфальное шествие по России, стремительно завоевывая кошельки ее обитателей. Но перспектива пластикового бизнеса, судя по последним данным ЦБ РФ, не так уж благополучна: в индустрии в последние годы нарастают негативные тенденции, которые в среднесрочной перспективе могут резко затормозить развитие этого бизнеса.
Специалист службы безопасности банка — это фантом. Нет такой профессии, нет такого образования. И в российском законодательстве о таких спецах нет ни слова. Тем не менее банковская безопасность существует и работает. И положение фантомов все меньше устраивает банковских «особистов». Однако сейчас, действуя по закону, ни банк, ни банкиров защитить невозможно. А за гранью закона обеспечивать безопасность банка становится все более опасно и все менее эффективно.
Процесс слияния и поглощения банков набирает обороты. Новые хозяева, как показывает исследование «БО», в половине случаев меняют управляющего банком — председателя правления, президента или генерального директора, не говоря уже о замах. Причины просты: владельцу нужны «свои» люди в оперативном руководстве. Однако повод для расстройства есть не только у руководителей банков, выставленных на продажу. Противоположную сторону — новых собственников — ожидает кадровый голод: управленцев высочайшего уровня, способных решать задачи развития банка (а зачем иначе его покупать?), не так много.
Времена, когда запросто можно было создать банк, проходят. Наступает эпоха, когда нужны новые банки с современными технологиями и персоналом. Создание нового банка может обойтись собственнику раз в пять дороже и во много раз хлопотнее, чем покупка какого-нибудь малоизвестного небольшого банка.
За месяц до нового года российские банки сдали свой первый отчет по международным стандартам финансовой отчетности сразу за три квартала, а по итогам года они сейчас работают над годовым отчетом, который должен быть подтвержден аудитом. Редакция журнала «Банковское обозрение» решила провести опрос среди участников рынка, с тем чтобы они поделились своими оценками по поводу первых шагов бухгалтерской реформы.
Ритейл является сейчас одним из самых модных направлений в банковском бизнесе России. Олицетворение ритейла в самом банке — фронт-офис, ориентированный на работу с клиентами и на массовые продажи. Он может находиться как внутри самого банковского офиса, так и представлять собой географически весьма удаленную точку продаж. В то же время агрессивная и целенаправленная политика банков по расширению филиальной сети и стремительное наращивание «мест присутствия» в торговых сетях — пока, скорее, экстенсивный, а не интенсивный путь развития, поскольку уровень автоматизации фронт-офисов далек от совершенства.
А это капитал ищет удобные формы перераспределения. Замаячили большие деньги в автогражданке — рванул туда. Показывают отдельные банки безумные объемы кредитования — ринулся сюда.
Руководитель рейтингового агентства «РусРейтинг» Ричард Хейнсворт как-то обмолвился, что участвует в нескольких сделках по приобретению российских банков иностранным инвестором. Учитывая огромный интерес банкиров к продаже своих банков, корреспондент «БО» не смог не навязать Ричарду интервью на эту тему. Проконсультировавшись со своими западными партнерами, г-н Хейнсворт согласился ответить на вопросы о реальных сделках.
Сколько получает среднестатистический российский банкир? Ровно столько, сколько он зарабатывает! Если в отечественном банке на одного клерка приходится чуть более одного миллиона долларов активов, то в иностранном банке, работающем в России, — свыше четырех миллионов. Отсюда и проистекает колоссальная разница в зарплатах. Впрочем, как недавно выяснила в ходе исследования рынка труда аудиторско-консалтинговая компания «ПрайсвотерхаусКуперс», в отрасли наметилась некоторая тенденция к выравниванию доходов служащих. Но к «рубикону» в преодолении отставания в зарплатах российские банки еще даже не подошли.
Если человек хочет стать клиентом банка и воспользоваться какой-то из его услуг, он, как правило, звонит в информационно-справочную службу (call-центр) кредитной организации. От того, насколько оперативно, компетентно и вежливо ответит оператор, во многом зависит, появится у банка новый клиент или нет. К сожалению, call-центры крупных московских банков работают не всегда эффективно.
Мировые рынки капиталов остаются для российских банков неиссякаемым источником дополнительных финансовых ресурсов. Однако объем внешней задолженности банковского сектора в 2004 году фактически не увеличился, да и привлекают средства из-за рубежа не более 20—30 банков. Скромные масштабы среднего российского банка делают внешние займы для эмитентов слишком дорогими, а для потенциальных инвесторов слишком неликвидными и рискованными. Серьезный рост числа эмитентов из банковского сообщества стоит ожидать только после консолидации банковских активов. Пока же иностранцам интереснее покупать российские банки, особенно в сфере ритейла, чем давать им взаймы.