Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Описание номера
История этой молодой женщины уникальна дважды. Во-первых, родив в 2004 годуодну дочь, онатам же, в роддоме,нашла и вторую,которую удочерила.Во-вторых, молодая мама – типичная деловая женщина новой формации. Она руководит управлением по связямс общественностьюв банке из двадцатки крупнейших.
Приобретение венгерской финансовой группой OTP Инвестсбербанка в середине прошлого года стало для рынка своего рода «показательным примером»: российский банк,по оценкам экспертов, был продан на условиях, очень выгодныхдля своих бывших владельцев. Финансовым консультантом, сопровождавшим данную сделку со стороны продавца, выступил инвестиционный банк «Тройка Диалог». О некоторых подробностях процесса подготовки сделки в интервью «БО» рассказал исполнительный директор инвестиционно-банковского управления «Тройка Диалог» Золтан Салаи.
Потребительское кредитование остается одним из самых высокодоходныхсегментов финансового рынка. Однако, как считают эксперты, для национальных банков лучшие времена здесь позади. «Дочки» крупных западных структур все активнее вытесняютих с рынка экспресс-кредитования, устанавливая привлекательные процентные ставки и сводя свои рискик минимуму с помощью более эффективных скоринговых систем.
В Судостроительном банке, вероятно, опасаются, что этот очерк будет называться как-нибудь вроде «Наполеоновские планы Судостроительного». Потому что Судостроительный банк связан с Наполеоном теснее,чем любой другой российский банк. Но образ Наполеона все равно придется как-то использовать, не проходить же мимо столь вопиющего факта: вот на этом балконе Наполеон наблюдал за пожаром Москвы…
Сколько получают финансовые и юридические консультанты за свои услуги по сопровождению сделок? Инвестиционные банки, юридические фирмы и аудиторские компании обычно не называют конкретных цифр даже по истечении нескольких месяцев (а то и лет) после заключения сделки. Немного приподнять завесу над этой тайной и хотя бы приблизительно прикинуть, сколько мог получить тот или иной консультантза ту или иную сделку, позволяют только схемы расчета вознаграждений, действующие на этом рынке. «БО» нашел эти схемы.
Великий соблазн — рассказать о самых актуальных, самых интересных продуктах банка клиенту, пока он, беспомощный, висит на другом конце телефонной линии. Автоинформатор call-центра практически бесплатный рекламный каналс широчайшим охватом. Но на другой чаше весов стольже большой риск, что клиент бросит трубку, не дождавшись ответа оператора. Большинство банков считает, что в этом деле можно рисковать грамотно — рассказать о сезонных продуктах или акциях, не вызвав особого раздраженияу клиента.
Акционер не может быть хорошим продавцом своего банка —он слишком пристрастен. Менеджер тоже не может быть хорошим продавцом — у него неизбежно возникнет конфликт интересовс акционером. Хороший продавец — профессиональный консультант,в том числе и инвестиционный банкир. Он кровно заинтересованв хорошей цене и в том, чтобы сделка состоялась.
2006 год прошел для российских банков под знаком масштабных ребрэндинговых программ и на фоне активных поисков своего ноу-хау при рекламном продвижении своих продуктов и услуг. Однако, как показывают исследования, степень влияния рекламных акций и кампаний по смене имени и имиджа на темпы роста клиентской базы банков оказалась незначительной. О том, почему в большинстве случаев банковская рекламаостается неэффективной, в интервью «БО» рассказал генеральный директор консалтинговой компании «Дымшиц и партнеры» Михаил Дымшиц.
Банкиры внимательно следят за последними веяниями на рынке АБС, но внедрять новинки у себя не торопятся. Стратегия развития АБС большинства кредитных организаций сегодня предусматривает лишь заменуи внедрение отдельных модулей АБС. Особое внимание банкиры уделяют автоматизации розничного блока, так как от этого напрямую зависит успех банка в борьбе за частныхклиентов.
В 2006 году приход иностранных банков в Россию превратился в настоящее нашествие. Крупнейшие финансово-кредитные структуры мира одна за другой объявляли о своем стремлении зайти на наш рынок с «чистого листа» или о намерении приобрести «банчок-другой», чтобы на их основе развивать здесь бизнес. Однако новичкам приходится мириться с тем, к чему уже привыкли «старички»: потеснить «монстров» в лице российских госбанков иностранцам пока не удается. Причем даже тем из них, кто занимает первые строчкив мировых рейтингах.
В самом конце 2006 года «БО» стало известно,что 18 клиентов одного из челябинских банков (по слухам, одного из госбанков) дружно подали в суд на свою кредитную организацию за задержки в выдаче наличных. В начале2007 года они проиграли. Суд принял сторону банка, а заодно и местных банковских чиновников, считающих, что «выступление восемнадцати» было организованной акцией «отмывочной мафии», которую прижали новые правила оборота наличных. «Мафия» пыталась создать судебный прецедент и, в общем-то, создала его. Недовольным клиентам банков теперь, пожалуй, нечего искать в суде.
Большинство продавцов банковв 2006 году предпочитало обходиться без консультантов-посредников. При этом многим удалось продать свою банковскую собственность достаточно успешно. Однако почти все крупные сделки проходили с участием опытных консультантов. И хотя участники предпочитают не разглашать обстоятельства сделок и имена консультантов, рынок их знает.А теперь узнает еще больше.В этом номере «БО» подробно разбирает характер и стоимость услуг консультантов, продающих банки в России.
Банковские кредиты все еще остаются основным источником финансирования лизинговых компаний,но нормативы на одного заемщика не дают банкам разогнаться в их энтузиазме по отношению к дочернему лизингу. А самим лизинговым компаниям становятся все интереснее услуги инвестиционного банкинга, которые можно получить не толькоу материнского банка, — облигации, кредитные ноты, секьюритизация активов — вплоть до IPO.