Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Описание номера
Банкоматы, установленные в магазинах, на станциях метро,в почтовых отделениях и рядом с офисами банков, становятся для россиян привычным явлением. Что и неудивительно — финансово-кредитные структуры постоянно увеличивают число своих банкоматов. К этому банки подталкивает рост объемов операций, совершаемых по пластиковым картам: только в прошлом году этот показатель составил 40%, а в этом году он может оказаться еще более впечатляющим. Увеличение же числа банкоматов неизбежно приводит к тому, что требования к их техническим характеристикам становятся все более жесткими.
Современный пейзажв поле общественной активности банков сложился в 2002 году, когда Гарегин Тосунян сменил Сергея Егорова на посту президента Ассоциации российских банков. Сейчас в этот пейзаж могут быть добавлены новые краски: президент Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев назначен на пост первого исполнительного вице-президента Российского союза промышленникови предпринимателей.
30–40-процентный рост в банковском секторе до предела обострил интерес портфельных инвесторов к российским банкам. Однако им так и не удалось прикупить себе немножко ВТБ или немножко Росбанка, как они надеялись в начале года. Руководитель инвестиционно-банковского направления Дойче Банка в России и президент Deutsche UFG Илья Щербович рассказал «БО», почему банки так и не вышли на открытый рынок, и насколько привлекательны для них IPO в принципе.
2006 год в России разрекламировали как год банковских IPO. Ожидалось появление на биржах акций сразу нескольких крупнейших банков. Тем горше сознавать, что ни одно из запланированных размещений так и не состоялось — банки предпочли по старой хорошей традиции «продаваться» по закрытой подписке, а не на открытом рынке. Да и в качестве андеррайтеров им подзаработать не удалось: организаторами размещений акций крупных компаний по-прежнему выступают ведущие международные банки, и отбить у них «инвестиционный хлеб» не удается даже лидерам российского финансового рынка.
Спрос на кредиты со стороны региональных администраций будет сокращаться. Зато будет расти рынок ценных бумаг и объемы размещения временно свободных денежных средств. О перспективах банковского обслуживания интересов региональных администраций «Банковскому обозрению» рассказывает управляющий директор управления по работес крупными клиентами Внешторгбанка Василий Шустов.
Рынок сейфов в России существует, хотя предлагаемый ассортимент,за небольшим исключением, достаточно однороден, а моделив основном примитивны и дешевы, отмечают специалисты. И все же перспективы здесь есть. Заказчики рано или поздно насытятся дешевой продукцией и будут проявлять интерес к качественным дорогим сейфам высокой степени взломостойкости. Кроме того, клиентов будет привлекать все новое, например замки, кодирующиеся на отпечаток пальца, считают эксперты.
PRO
Гарегин Тосунян,
президент
Ассоциации
российских банков (АРБ)
Объемы нецелевого кредитования физлиц, в том числе и по кредитным картам, растут. Эксперты говорято том, что потребительское кредитование на определенные цели скоро исчезнет как вид. Для партнерства банков и страховых компаний это означает смену приоритетов. Какие страховые продукты могут защитить банк при нецелевом кредитованию физлиц? На вопросы «БО» отвечают эксперты страховых компаний.
Возникновение розничных подбрэндов в последние 2–3 года было весьма распространенным явлением на российском банковском рынке. Национальные финансово-кредитные структуры, обслуживавшие ранее преимущественно крупных корпоративных клиентов, активно «пошли в народ», и это потребовало от них если не полного отказа от старого имиджа, то значительной его коррекции. Однако далеко не всегда процесс ребрэндинга оказывается удачным, и случалось, что банку после миллионных затрат на продвижение нового брэнда приходится устраивать этому самому брэнду конспиративные похороны.
Кредитный брокеридж постепенно приживается в России: на сегодняшний день, по данным Ассоциации российских банков, с участием независимых брокеров заключается каждая четвертая ипотечная сделка.И, по оценкам самих брокеров, — каждая десятая сделка потребительского или автокредита. Однако рост брокерского бизнеса приводит и к активизации «черных брокеров» — компаний, готовых «впарить» банку заведомо плохого клиента, а клиенту — заведомо невыгодные условия кредитования.
Лизинг остается привлекательным механизмом финансирования для многих предприятий. И несмотряна некоторое снижение маржи лизинговых компаний, конкуренцияв этой сфере только усиливается. Ужесточению конкуренции способствует выход на российский рынок западных финансовых институтов.
Термин «ликвидация банка» не зря наводит на мысли о сленге киллеров: сначала банк доводят до комы его же акционеры,а потом ликвидаторы планомерно уничтожают его останки, стараясь раздать долги кредиторам. Новая идеология банкротства банков, выразителем которой в России является Агентство по страхованию вкладов (АСВ), состоит в том, что ликвидировать надо юрлицо — шелуху, оболочку банковского бизнеса. А сам бизнес банка — ради его клиентов, вкладчиков и заемщиков, и ради всего банковского рынка — следует сохранить, продав в хорошие руки. Не такой уж большой у нас банковский рынок, чтобы ликвидировать направо и налево.На вопросы «Банковского обозрения» о сути и перспективах внедрения новых механизмов отвечает первый заместитель генерального директора АСВ Валерий Мирошников.
Динамика развития банковского рынка формально должна была привести к росту доходов банковских специалистов. Так ли это?И да, и нет. Ошибочно утверждать, что рынок демонстрирует поступательный и закономерный рост зарплат в банках. Этот рост скорее можно назвать фрагментарным, подчиняющимся только одной закономерности — кто хочет сделать резкий скачок в бизнесе,тот не жалеет денег на покупку специалистов и готов ломать рынок труда в обмен на сиюминутную выгоду.
В банках ежедневно появляется огромное количество разного рода информации. По мере роста объемов этих данных их хранение становится очень дорогим удовольствием. Оптимизация хранения информации и обеспечение оперативного доступа к ней дает руководству кредитных организаций возможность для анализаи принятия решений, следовательно, повышает эффективность банковского бизнеса.
Уже второй год российский фермер может купить комбайн в кредит под залог этого же нового комбайна, и доля кредитных продаж в общих объемах реализации крупнейших сельхозмашиностроителей подскочила до 80–90%. В село пришли банковские технологии, знакомые горожанам по автокредитованию. Революционность этого шага сложно переоценить: ведь до сих пор банки отваживались кредитовать сельхозпредприятия только под залог ликвидного имущества, стоимость которого иной раз вдвое превосходит сумму кредита.