Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Минфин задумался о повышении налогов
31.08.2016

Минфин задумался о повышении налогов

Повышение налогов, мобилизация доходов и исчерпание суверенных фондов за три года – такой бюджетный прогноз подготовил Минфин к совещанию у первого зампреда правительства Игоря Шувалова, рассказали семь федеральных чиновников.


Повышение налогов, мобилизация доходов и исчерпание суверенных фондов за три года – такой бюджетный прогноз подготовил Минфин к совещанию у первого зампреда правительства Игоря Шувалова, рассказали семь федеральных чиновников.

Всего за 2017–2019 годы Минфин хочет дополнительно собрать в бюджет почти 2,5 трлн рублей. Минфин предлагает собрать эти деньги с нефтяников, «Газпрома», табачников, ввести акциз на напитки с добавлением сахара и НДС на интернет-торговлю и взять больше дивидендов с госкомпаний.

Мобилизация нужна, чтобы снижать дефицит бюджета на 1 процентный пункт ежегодно – с 3,2% в 2017 году до 1,2% ВВП в 2019 году. Сокращать расходы Минфин уже не может – принято решение зафиксировать их на все три года в размере 15,787 трлн рублей в год. А при планируемых доходах дыра за три года оказывается на 60% больше целевого дефицита – он возрастает еще на 3,5 трлн рублей. Мобилизационные предложения Минфина сокращают эту дыру до 1 трлн рублей.

Но у Минфина есть несколько идей, где можно поискать деньги. Это не предложения, как поднимать налоги, а идеи для обсуждения, подчеркивает федеральный чиновник. К примеру, повышение на 1 п. п. каждого из ключевых налогов – на прибыль, имущество организаций, НДС, НДФЛ и страховых взносов – принесет бюджету от 170 млрд до 324 млрд руб.

Оцениваются и более радикальные изменения. Так, прогрессивная шкала НДФЛ создаст риски ухода в тень и искажения ситуации на рынке труда, полагает Минфин. Альтернативное предложение – поднять единую ставку НДФЛ до 15–16% и ввести необлагаемый минимум.

Повышение налога на прибыль чревато увеличением нагрузки на капитал, снижением привлекательности инвестиций и туманной перспективой роста экономики. Негативно скажется на ней и повышение налога на имущество организаций.

Снова предлагается реформа страховых взносов: взимать их со всего зарплатного фонда полностью и по единой ставке. Сейчас работодатель платит в Пенсионный фонд 22% с зарплат до 796 тыс. рублей в год, а сверх этой суммы – дополнительные 10%. В фонд социального страхования перечисляется 2,9% с годовых заработков до 670 тыс. рублей, в фонд медицинского страхования – 5,1% со всех зарплат без ограничений. Изменения обернутся ростом нагрузки, особенно на отрасли с высокими заработками, что приведет к выпадению налога на прибыль и НДФЛ, признает Минфин; возрастает нагрузка и на бюджет (платит взносы за работников бюджетного сектора). Существует риск ухода зарплат в тень, унификация базы для сбора взносов негативно повлияет на экономический рост.

В качестве компенсации на совещании предлагалось понизить общую ставку до 29% в 2018 году, а с 2019 года – до 28%, рассказывают два чиновника. Унификация ставки до 29% без перестройки всей пенсионной системы – опасное решение, говорит один из них. Такие изменения приведут к росту нагрузки на секторы с наиболее квалифицированным трудом, критичен другой.

В качестве альтернативы Минфин предлагает маневр – снижение взносов в обмен на повышение НДС. Это так называемая фискальная девальвация, идея которой изложена в исследованиях Еврокомиссии, МВФ и ЕЦБ как способ стимулировать чистый экспорт в странах единого монетарного союза: снижение издержек на труд повышает конкурентоспособность экспортеров, которые не платят НДС, – нагрузка переносится на импортеров. Идея Минфина снизить страховые взносы до 20% с одновременным повышением НДС до 24% обсуждалась еще летом, напоминает федеральный чиновник.

Рост ставки НДС на 1 п. п. приносит дополнительные 220 млрд рублей, подсчитал Минфин. Но фронтальное повышение НДС крайне инфляционно, а дополнительный 1 п. п. инфляции – это 120 млрд рублей дополнительных расходов бюджета (индексация социальных выплат). Альтернатива – отменить льготы и компенсировать их адресной социальной поддержкой малоимущих.

Поправки в законодательство, например, о страховых взносах предлагалось принять уже в 2016 году, чтобы они заработали в 2018 году, говорит один из собеседников «Ведомостей». Нужно быть готовыми к тому, что какие-то изменения вступят в силу с 1 июля 2018 года или с января 2019 года, сказал «Ведомостям» федеральный чиновник.

Источник: Ведомости







Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ