Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Обзор событий на рынке банковского надзорного регулирования за неделю (9–13 января)
16.01.2017

Обзор событий на рынке банковского надзорного регулирования за неделю (9–13 января)

Обзор регулирования финансовых рынков


Обзор регулирования финансовых рынков

Отраслевые ассоциации и объединения

- Федеральная служба судебных приставов, рассмотрев обращение Ассоциации российских банков (АРБ) от 28.11.2016 № А-01/5-627 по вопросу о допустимости уведомления кредитными организациями судебного пристава-исполнителя о перечисленных должником суммах долга через Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), сообщило, что согласно части 5 статьи 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ в ГИС ГМП банками или иными кредитными организациями вносится информация по принятию ими платежей на счета органов Федерального казначейства в счет погашения задолженности по исполнительному производству.

При этом по смыслу указанного положения в ГИС ГМП вносится, в частности, информация об оплате должником задолженности по исполнительному производству, произведенной им на депозитный счет подразделения судебных приставов добровольно, при отсутствии в банке или иной кредитной организации постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на принадлежащие ему денежные средства.

В то же время статья 70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ предусматривает положения по такой мере принудительного исполнения, как обращение взыскания на денежные средства должника, в том числе об исполнении банками и иными кредитными организациями постановления судебного пристава-исполнителя, предусматривающего обращение взыскания на его денежные средства.

При этом частью 9 статьи 70 Закона прямо закреплена обязанность банка и иной кредитной организации сообщать судебному приставу-исполнителю о произведенных перечислениях по его постановлению.

Таким образом, внесение банками или иными кредитными организациями информации о платеже на счет Федерального казначейства в ГИС ГМП в соответствии с частью 5 статьи 6.1 Закона не может рассматриваться в качестве уведомления о перечислениях по постановлению судебного пристава-исполнителя, предусмотренного частью 9 статьи 70 Закона.

- Департамент банковского регулирования Банка России рассмотрел письмо Ассоциации «Россия» от 21.11.2016 № 06/150 и сообщил, что вопрос равнозначности исполнительной надписи нотариуса решению суда требует разъяснения положений Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, что не относятся к компетенции Банка России.

В соответствии с пунктом 7 письма Федеральной нотариальной палаты от 08.11.2016 № 4135/03-16-3 исполнительная надпись нотариуса не может приравниваться к решению суда для целей применения части 8 статьи 8 Федерального закона 0З.07.2016 Ns 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

В соответствии с Положением Банка России от 26.0З.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности», если сумма ссудной задолженности, признанная безнадежной для взыскания, не превышает 1% от величины собственных средств (капитала) кредитной организации, списание является обоснованным при наличии документов, которые в соответствии с пунктом 8.4 Положения № 254-П подтверждают факт неисполнения заемщиком обязательств перед кредитором в течение периода не менее одного года до даты принятия кредитной организацией решения о списании безнадежной задолженности по ссуде.

Пункт 8.4 Положения № 254-П не содержит исчерпывающий перечень документов, подтверждающих возможность списания безнадежной задолженности, кредитная организация вправе самостоятельно закрепить во внутренних документах по кредитной политике перечень таких документов.

Законопроекты и рекомендации

- В Госдуму внесен законопроект 66499-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с созданием дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций)».
Основной идеей проекта федерального закона является установление в законодательстве Российской Федерации, регулирующем процедуры предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, дополнительных механизмов финансового оздоровления, предусматривающих использование средств БанкаРоссии для финансирования санации банков.
Предлагается предусмотреть возможность осуществления Банком России самостоятельно через формируемый за счет средств Банка России Фонд консолидации банковского сектора и создаваемую управляющую компанию инвестиций в капитал санируемого банка в размерах, необходимых для обеспечения его надлежащей капитализации и ликвидности с последующей реализацией акций санируемых банков.
Банк России будет вправе учредить общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» (Управляющую компанию), которая будет вправе осуществлять доверительное управление акциями (долями) кредитных организаций, паевыми инвестиционными фондами, правами (требованиями) по субординированным кредитам (депозитам,займам, облигационным займам), иным кредитам, депозитам, банковским гарантиям.
Управляющая компания от имени Банка России будет участвовать в осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитных организаций и иметь право использовать средства Фонда консолидации банковского сектора.
Банк России будет вправе за счет средств Фонда приобретать акции (доли в уставном капитале) кредитных организаций, предоставлять санируемой кредитной организации субординированные кредиты (депозиты, займы, облигационные займы), предоставлять кредитным организациям кредиты, размещать депозиты, выдавать банковские гарантии, осуществлять продажу акций (долей в уставном капитале) кредитных организаций и т.п.
Одновременно с принятием решения о финансировании санации Банк России будет назначать Управляющую компанию временной администрацией по управлению банком.
Установленные законопроектом источники и механизмы финансирования санации позволят предоставить эмиссионный по своей природе ресурс Банка России в наименьших объемах. По предварительным оценкам номинальные объемы финансирования могут сократиться на 30%, что означает пропорционально меньшее негативное влияние мер по финансовому оздоровлению банков на состояние денежного спроса и на инфляцию.
- В Госдуму внесен законопроект 66477-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Проектом федерального закона вносятся изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Федеральный
закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»,
Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых
организациях».
Положениями проекта предусматривается разделение банков по перечню допустимых операций: банки с универсальной лицензией и банки с базовой лицензией. С даты вступления в силу федерального закона кредитные организации, являющиеся банками, признаются банками с универсальной лицензией. С 1 января 2018 года минимальный размер собственных средств (капитала) банка с универсальной лицензией устанавливается в 1 млрд рублей. К банкам с универсальной лицензией будут применять требования для банков в полном объеме. Для банков с базовой лицензией минимальный размер собственных средств (капитала) составит 300 млн рублей.
Проектом
устанавливается перечень операций банка с базовой лицензией, включающий привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады без ограничений, размещение указанных денежных средств физическим лицам, являющимся гражданами РФ, либо иностранными гражданами или лицами без гражданства, пребывающими (проживающими) в РФ, субъектам малого и среднего предпринимательства, кредитным организациям, зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в случаях, когда они соответствуют условиям отнесения к малым или средним предприятиям, а также в отдельных случаях юридическим лицам, зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При достижении банком с базовой лицензией установленного в законе размера капитала (собственных средств) — 1 млрд рублей — банк сможет добровольно ходатайствовать о замене базовой лицензии на лицензию с универсальным перечнем банковских операций, таким образом, расширяя область своей деятельности и при этом, возлагая на себя обязательства соблюдать требования, предъявляемые к банкам, в полном объеме.
Предельный размер капитала (собственных средств) для банка с базовой лицензией составит 3 млрд рублей.
Для кредитных организаций, соответствующих критериям банка с базовой лицензией, Банк России подготовит изменения в нормативные акты,
устанавливающие упрощенные регулятивные требования.
Банк с универсальной лицензией, получивший статус банка с базовой лицензией или изменивший статус на статус небанковской кредитной организации, либо банк с базовой лицензией, изменивший статус на статус небанковской кредитной организации, вправе продолжать осуществление банковских операций и сделок, не разрешенных соответственно для банка с базовой лицензией или небанковской кредитной организации, до прекращения действия договоров, заключенных до вступления в силу федерального закона, в соответствии с которыми такие операции и сделки осуществляются, но не более 5 лет, за исключением кредитных договоров, заключенных до даты изменения их статуса.
Проектом федерального закона предусматривается возможность изменения статуса банка на статус микрофинансовой компании. При этом вклады, размещенные в банках, изменивших свой статус на статус небанковской кредитной организации либо микрофинансовой компании, подлежат страхованию в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.
Проект федерального закона содержит также положения, устанавливающие порядок получения микрофинансовой компанией статуса банка с базовой лицензией или небанковской кредитной организации.
Проектом федерального закона предусматривается возможность установления Банком России отдельных нормативов обязательных резервов и коэффициента усреднения обязательных резервов для банков с универсальной лицензией и для банков с базовой лицензией.
- В Госдуму внесен законопроект 71346-7 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Законопроект разработан в целях защиты прав и интересов заемщиков по потребительским кредитам. Принятие законопроекта будет способствовать снижению уровня нарушений прав граждан в сфере микрофинансовой деятельности юридических лиц, а также повышению открытости, прозрачности и стабильности регулирования данных правоотношений.
- В Госдуму внесен законопроект 61749-7 «О внесении изменения в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Проектом Федерального закона вносятся дополнения, предусматривающие расширение полномочий Банка России по взаимодействию с кредитными организациями.
Проектом предоставляется Банку России право взаимодействия с кредитными организациями посредством создания информационного ресурса на официальном сайте Банка России в форме личного кабинета кредитной организации, в целях получения кредитными организациями от Банка России документов, в том числе требований (предписаний), а также передачи в Банк России отчетности, документов (информации), обращений о предоставлении разъяснений по применению нормативных актов Банка России.
- В Госдуму внесен законопроект 61700-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и статью 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Законопроект разработан в целях совершенствования регулирования отношений в платежной сфере, включая национальную систему платежных карт (НСПК), обеспечения международного взаимодействия НСПК, развития национальных платежных инструментов и их продвижения на зарубежные рынки.
В законопроекте предлагается критерии системной и социальной значимости платежных систем устанавливать в относительных величинах, что позволит устранить недостатки действующих критериев и также соответствует рекомендациям и стандартам, принятым в международной практике.
Предлагается сократить до 30 календарных дней срок уведомления Банка России операторами платежных систем о введении новых тарифов или увеличении размера тарифов.
Предлагаемое в законопроекте расширение перечня участников НСПК за счет иностранных банков, иностранных центральных (национальных) банков, международных финансовых организаций позволит обеспечить расширение сети приема карт «Мир» и возможность их эмиссии за рубежом. В связи с расширением перечня участников НСПК законопроектом также уточняется порядок оказания расчетных услуг по переводам денежных средств с использованием национальных платежных инструментов.
Кроме того предлагается дополнить определение национальных платежных инструментов признаком использования товарного знака (знака обслуживания), принадлежащего оператору НСПК.
В целях формирования единого подхода в правоприменении предлагается установить предельные сроки исполнения кредитными организациями обязанностей по обеспечению приема национальных платежных инструментов и возможности их получения клиентами-физическими лицами при получении денежных выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, государственных внебюджетных фондов.
В целях обеспечения использования национальных платежных инструментов при осуществлении операций по банковским счетам, на которые переводятся денежные выплаты, предлагается предусмотреть, что после установленного законом срока по указанным банковским счетам операции с использованием платежных карт на территории РФ осуществляются только с использованием национальных платежных инструментов. При этом для клиентов сохраняется возможность использования международных платежных карт в виде «кобейджа» с картой «Мир» при условии, что на территории Российской Федерации операции с кобейджинговой картой должны осуществляться в соответствии с правилами НСПК.
В целях исключения необоснованного завышения комиссий по картам
«Мир» кредитными организациями предусматривается ограничение размера
комиссионного вознаграждения.
В целях обеспечения для клиентов-физических лиц возможности получения денежных выплат на банковские счета, к которым не выдаются платежные карты, предлагается предусмотреть, что после 1 января 2018 года переводимые на банковские счета клиентов–физических лиц все виды денежных выплат зачисляются кредитными организациями на банковские счета указанных клиентов, операции по которым осуществляются с использованием национальных платежных инструментов, либо на банковские счета указанных клиентов, не предусматривающие возможность осуществления по ним операций с использованием платежных карт.
- В Госдуму внесен законопроект 60772-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Проект Федерального закона направлен на совершенствование нормативного регулирования денежно-кредитной политики, осуществляющейся в России, в частности порядка установления ключевой ставки и процентных ставок по операциям Банка России, и повышения уровня взаимодействия Банка России и органов государственной власти, ответственных за осуществление экономической политики.
Проект Федерального закона предлагает перераспределение полномочий по определению основных инструментов денежно-кредитной политики между Советом директоров и Национальным финансовым советом, являющимся коллегиальным органом Банка России, состоящим из Председателя Банка России и представителей Президента Российской Федерации, Правительства
и Федерального Собрания.
На уровне закона закрепляется система процентных ставок по операциям Банка России, основанная на применении ключевой ставки и коридора процентных ставок, а также определяется значение ключевой ставки и коридора процентных ставок в рамках денежно-кредитной политики.
Национальному финансовому совету предоставляются полномочия по установлению ключевой ставки, верхней и нижней границ коридора процентных ставок, а также определения операций Банка России, которые должны осуществляться по ключевой ставке, операций, которые должны осуществляться по ставкам в пределах границ коридора процентных ставок, и операций, которые осуществляются по ставкам, выходящим за пределы границ коридора процентных ставок.
За Советом директоров Банка России сохраняются существенные полномочия: Совет директоров вправе устанавливать процентные ставки в пределах границ коридора процентных ставок, а также процентные ставки по операциям Банка России, которые в соответствии с решением Национального финансового совета могут осуществляться по ставкам за пределами границ коридора процентных ставок.
За Советом директоров Банка России также сохраняется право представлять на утверждение Национальному финансовому совету предложения относительно размера ключевой ставки, границ коридора процентных ставок, и видов операций Банка России, которые могут осуществляться за пределами границ коридора процентных ставок.
- Вышел «Вестник Банка России» № 1(1835) от 12 января 2017 года.







Новости Релизы
Сейчас на главной
Риски на высоких оборотах FINLEGAL Риски на высоких оборотах

«Б.О» провел конференцию FinLEGAL 2024: Залоги. В ходе мероприятия разгорелись дискуссии по процедурам и методам, которые, казалось бы, отработаны и уже не вызывают сомнений на рынке


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ