Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Согласно отчетности за июль, Росбанк стал абсолютным рекордсменом по росту просроченной задолженности по кредитам физлицам, пишет «Коммерсант». За месяц объем просрочки увеличился на 3,8 млрд, до 20,8 млрд рублей, что равнозначно росту на 18,4%. Другие игроки такого всплеска не показали.
Согласно отчетности за июль, Росбанк стал абсолютным рекордсменом по росту просроченной задолженности по кредитам физлицам, пишет «Коммерсант». За месяц объем просрочки увеличился на 3,8 млрд, до 20,8 млрд рублей, что равнозначно росту на 18,4%. Другие игроки такого всплеска не показали. Близким по абсолютному показателю был ВТБ24 (+3,5 млрд рублей), однако в относительном выражении рост составил 2,9% за месяц. По всему рынку рост просроченной задолженности за месяц — всего 1,7% (15 млрд рублей).
В Росбанке такую динамику назвали технической. «Единовременно было расторгнуто порядка 20 тыс. контрактов, поэтому вся сумма текущей задолженности была вынесена на счета просроченной, что, соответственно, технически увеличило долю просрочки к общему кредитному портфелю,— пояснил директор департамента по работе с просроченной задолженностью Росбанка Игорь Шкляр.— Увеличение доли просрочки чисто техническое и связано с внедрением в банке технологии внесудебного расторжения договоров по портфелю необеспеченных кредитов». По его словам, банк расторгает кредитные договоры физических лиц на 180-й день просроченной задолженности, фиксируя начисленные проценты. По оценке Frank Research, портфель необеспеченных кредитов Росбанка превышает 300 тыс. договоров.
В Росбанке массовое расторжение договоров считают оправданным. "Вследствие нерасторжения кредитного договора при подаче иска в суд сумма, которая подлежит возврату по решению суда, будет отличаться от фактической задолженности на балансе банка. Это порождает необходимость повторной судебной работы по данным ссудам для довзыскания начисленных процентов и является экономически необоснованным»,— поясняет Игорь Шкляр. После расторжения договора проценты и штрафы по кредиту перестают начисляться, а зафиксированную сумму задолженности банку взыскать проще. «Без расторжения договора банк не может применить к клиенту все способы урегулирования просроченной задолженности, например мировое соглашение, ввиду чрезмерно увеличившейся суммы долга»,— продолжает Шкляр.
На рынке, однако, такая практика популярностью не пользуется. Прецедент массового расторжения договоров уже был — в октябре 2014 года так поступил Связной банк, в результате чего объем просроченной задолженности у него резко подскочил (плюс 3 млрд рублей, или 41%). В банке тогда это объясняли тем, что он не создает новых начислений, значит, ему не надо создавать новые резервы, а у клиента не растет долг по процентам и штрафам.
Кроме того, такая политика также может быть связана с намерением сократить налогооблагаемую базу. По словам финансового директора банка из топ-20, по необеспеченным ссудам договоры составлены таким образом, что пени и штрафы с момента просрочки увеличиваются в геометрической прогрессии, и за короткое время у банка объем просроченной задолженности может удвоиться только за счет процентов, пеней и штрафов. Таким образом, платить налог с нескольких миллиардов рублей может быть чувствительно.
Еще одной целью такого решения может быть намерение продать долг коллекторам.
Источник: Коммерсант
2024 год многие называют временем вкладчика из-за сохраняющихся привлекательных условий по депозитам благодаря высокой ключевой ставке ЦБ РФ. В чем именно хранить свои сбережения и как правильно рассчитать доходность, стоит ли опираться только на рублевые инструменты и есть ли альтернатива в иностранной валюте, «Б.О» рассказал начальник управления по работе с состоятельными клиентами «Привилегии ВТБ» Дмитрий Кобяков
Много говорилось о том, как использование микросервисных решений для банков увеличивает производительность, ускоряет вывод новых бизнес-продуктов на рынок и помогает банкам стать по-настоящему цифровыми. В сложившихся реалиях ЦБ уделяет повышенное внимание стабильности критической инфраструктуры, к которой относится и банковская. Поэтому возникает серьезный вопрос: как поведут себя «модные» микросервисы в случае серьезных сбоев? Сможет ли банк сохранить требуемую регулятором непрерывность предоставления услуг?
Согласно результатам исследования, опубликованным изданием Recycle, среди опрошенных предпринимателей, занимающихся экологичными проектами, только 13% пробовали применять данный инструмент для целей предприятия