Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Количество жалоб финансовому омбудсмену на отказы кредиторов снижать процент по ссудам «кризисного» периода растет с прошлого года. Об этом «Известиям» рассказал финансовый омбудсмен Павел Медведев. По его словам, рост числа жалоб на отказ в снижении ставок наблюдается с прошлого года. Для кредиторов это невыгодная процедура — они теряют процентные доходы. А клиентам остается один выход — обращаться в другие банки.
В конце 2014 года Банк России резко повысил ключевую ставку. В результате выросли ставки по кредитам для населения. В этом году в результате их снижения россияне массово начали рефинансировать «кризисные» займы. Тем более что банки развернули активную рекламную кампанию по привлечению клиентов, предлагая уменьшить платежи. Однако на деле заемщикам пришлось столкнуться с нежеланием кредиторов снижать ставки и терять таким образом процентные доходы.
«По итогам года таких жалоб может быть несколько сотен, — сообщил Павел Медведев. — Как правило, заемщик обращается за рефинансированием действующего кредита, когда у него уже начались проблемы с выплатами долга, когда он уже вышел на просрочку. Это может стать поводом к отказу в рефинансировании со стороны «родного» банка. Кроме того, просрочка отражается в кредитной истории, и не все кредитные организации при ее наличии готовы рефинансировать ссуду».
Ведущий аналитик по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Екатерина Щурихина подтвердила, что банк имеет право отказать клиенту в выдаче нового кредита, если у него есть непогашенная задолженность, особенно с просрочкой.
«Несмотря на распространение в условиях снижения ставок программ рефинансирования, банки обращают внимание на уровень текущей долговой нагрузки заемщиков и качество обслуживания долга, прежде чем выдавать новый кредит на погашение старого, — пояснила Екатерина Щурихина. — При этом наличие проблем с обслуживанием предыдущего долга в большинстве случаев повлечет отказ в предоставлении нового кредита».
Эксперт советует заемщикам, испытывающим временные трудности, обратиться в свой банк с просьбой о реструктуризации кредита — увеличении срока с целью снижения ежемесячного платежа, или о кредитных каникулах на один-два месяца.
«Обычно банки идут в таком случае навстречу заемщикам, поскольку для них легче помочь клиенту вернуться в график, чем работать потом с безнадежной просрочкой, — пояснила Екатерина Щурихина. — Для заемщика это возможность не только продолжать погашение задолженности в более комфортном режиме, но и сохранить неиспорченную кредитную историю.
По данным коллекторской компании «Секвойя кредит консолидейшн», 5% должников в этом году отказываются погашать действующий кредит, если банк не собирается его рефинансировать. Отказывая в рефинансировании, банк лишает заемщика возможности снизить процентную ставку по кредиту сразу на 5–7 п.п.
По данным Объединенного кредитного бюро, россияне в этом году направили 54% новых кредитов на погашение взятых ранее. Но не все заемщики смогли рефинансировать свои ссуды, что повлекло как жалобы, так и отказы платить по долгам.
Источник: Известия
Вопросы поддержки стартапов обсудили генеральный директор компании Mplace Вячеслав Семенихин и исполнительный директор Центра экспертизы и коммерциализации фонда «Сколково» Павел Новиков. Этой беседой мы начинаем серию статей об инновациях в России, их роли, о мерах поддержки, о том, где и как искать деньги на развитие инновационных проектов и о том, на что смотрят институты развития и инвесторы