Вход Регистрация
Подписка

Сбербанк может покинуть торговые сети

Руководство Сбербанка рассматривает сворачивание POS-кредитования на базе дочернего банка «Сетелем» (Сбербанку принадлежит 79,2%). Об этом рассказали несколько источников, близких к сторонам. По словам одного из собеседников, такое решение принято на одном из последних заседаний набсовета Сбербанка. «Хотя официально оно еще не оформлено, топ-менеджмент “Сетелема” уже известили о необходимости полностью свернуть бизнес по кредитованию в торговых сетях к июлю 2018 года, сократив около 1 тыс. сотрудников». В самом Сбербанке не ответили, обсуждал ли его совет директоров данный вопрос. Там лишь уточнили, что он не выносился на совет директоров «Сетелема» и «никаких решений о его закрытии акционерами не принималось».

Сейчас ключевым для «Сетелема» является автокредитование. По данным Frank Research Group (FRG) на 1 сентября, на автокредиты приходится 92,8 млрд рублей в портфеле, на POS-кредиты — 17 млрд рублей. С начала года объем POS-кредитов «Сетелема» сократился почти на 1 млрд рублей, автокредитов — вырос на 8,3 млрд рублей.

Между тем пять лет назад Сбербанк покупал «Сетелем» именно для выхода на рынок POS-кредитования. В отличие от группы ВТБ, Сбербанк решил не строить бизнес в сегменте с нуля, а купить мажоритарную долю в работающем банке.

Представители Сбербанка заявляли, что благодаря технологиям «Сетелема» и дешевому фондированию Сбербанка «планируют в течение трех-четырех лет занять 25% POS-рынка». Тогда доля «Сетелема» на рынке POS-кредитования составляла 4,5%. По данным FRG, на 1 сентября 2017 года она выросла до 7,9%. Четверти сейчас нет ни у одного из участников рынка, у крупнейшего ХКФ-банка только 23% по портфелю кредитов. «Сетелем» не входит даже в топ-5 банков в сегменте.

У Сбербанка было все необходимое, чтобы вывести свой проект в лидеры POS-кредитования, но, видимо, были какие-то внутренние причины, возможно, меньший, чем у других игроков, аппетит к риску, которые не позволили это сделать, говорит генеральный директор FRG Юрий Грибанов. По его словам, POS-сегмент был и остается хорошим каналом привлечения новых клиентов. «Для людей это точка входа в банк — первое знакомство, в дальнейшем кредитные организации предлагают “хорошим” POS-заемщикам другие более выгодные для банка продукты — карты, кредиты наличными,— говорит он.— Но “Сетелем” очень слабо интегрирован со Сбербанком, в частности, на сайте даже нет явного упоминания, что это структура крупнейшего госбанка страны, поэтому в данном случае синергия, видимо, не происходила». Развивать же POS-бизнес сам по себе, не для наращивания клиентской базы, нелогично, этот рынок невелик, и много на небольших коротких кредитах не заработаешь.

Источник: Коммерсантъ

Эта статья была разослана on-line подписчикам bosfera.ru
Вверх