Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Описание номера
Если небольшой банк стремится попасть в группу лидеров, он должен иметь не только четкий план развития, но и продуманную, сбалансированную программу обеспечения этого развития. О стратегии эффективных расходов для среднего банка «Банковскому обозрению» рассказывает председатель правления Объединенного национального банка Александр Запорожец.
Рентабельность универсальных банков неуклонно снижаетсяи не превышает сегодня 15% годовых. В то время как розничныебанки лидируют по уровню рентабельности, показывая 50% и выше. Стремительный рост рентабельности демонстрируют другие специализированные банки, зарабатывающие свой хлеб на ипотеке, факторинге, инвестиционном бизнесе. При этом текущая прибыль универсальных банков, как правило, выше, сами они — крупнее, и их вес на рынке больше. Но в долгосрочном плане более узкая специализация значительно перспективнее и обеспечивает акционерам быстрый рост стоимости бизнеса. Будущее — за специализированными банками.
Рано или поздно каждый банк сталкивается с необходимостью определиться, какой из путей — универсализацию или специализацию — выбрать для дальнейшего развития банковского бизнеса. И хотя каждая кредитная организация исходит из собственной специфики деятельности, существуют объективные предпосылки выбора стратегии. Эксперты «БО» рассуждают о преимуществах и недостатках обоих путей развития, прогнозируют, как в дальнейшем будет развиваться большинство банков.
Рынок коллективных инвестицийв стране набирает обороты. На него выходят все новые управляющие компании и новые фонды, но места пока хватает всем. У управляющих компаний множатся трудозатраты на обработку все возрастающего числа операций, а бизнес тем временем требует высоких скоростей и уменьшения издержек. О новых революционных технологияхв автоматизации процессов работы с ПИФами рассказывает бизнес-аналитик Департамента ЦФТ-Биллинговые системы Центра Финансовых Технологий Надежда Малиш.
За последние два года несколько крупнейших банков представили рынку свои розничные проекты. Планы экспансии в розницу, как у старожилов, так и у новичков, очень амбициозные. Если посчитать плановые доли только четырех банков — ВТБ, Альфа-Банка, Росбанка, Межпромбанка — и учесть львиную долю Сбербанка, то розничный рынок практически близок к насыщению. И это без учета иностранных кредитных организаций.Успех бизнеса в такой ситуации зависит от того, насколько правильно выстроен розничный банк по сравнению с конкурентами.
Рассуждая о перспективах использования банка как канала продаж страховых продуктов, страховщики обычно ориентируются на клиентов-физлиц. С ними в каком-то смысле иметь дело проще, потому что каждый человек отвечает сам за себя и может оперативно принять решение — страховаться или нет. Клиенты банка из числа предприятий не менее интересны страховым компаниям, но решающим фактором в данном случае является качество отношений, сложившихся между банком и страховщиком. Об опыте предоставления страховых услуг банковским клиентам-юрлицам рассказывает Владислав Снопок, директор по работе с финансовыми институтами страховой компании «Ренессанс Страхование».
Современные банки стали сетевыми, появилось понятие «розницы», объединенной в сеть с единым управлением и базами данных. Клиенты банка могут получать деньги и управлять счетами через банкоматы, посредством телебанкинга, интернет-банкинга и мобильного банкинга. Все это означает повышенный спрос со стороны российских банковна телекоммуникационные услуги. Небольшой филиал банка может потратить на связь 500 долларов в месяц, а затраты крупного многофилиального банка уже исчисляются десятками тысяч долларов.
Система кредитных историйне заработает 1 сентября, так как чиновники не успевают разработатьи согласовать серию важных указаний, регулирующих работу рынка. Понятно, что даже после принятия всех инструкций система не заработает в одночасье — «обкатка» любого нового дела требует времени. Но чиновников совершенно не смущает срыв сроков старта нового государственного проекта, равно как и тот факт, что они нарушают закон о кредитных историях. За подобные срывы их никто не накажет: по закону штрафы предусмотрены только в отношении банков за несвоевременное предоставление информации в кредитные бюро в размере от 200 до 500 МРОТ.
Банковское направление бизнеса страховой компании «Энергогарант» развивается по нескольким направлениям: медицинское страхование для работников банков, страхование залогов, страхование при лизинге и так далее. Об особенностях работы страховщика с банками рассказывает генеральный директор САК «Энергогарант» Андрей Зернов.
Банковская карта всегда будет объектом атаки мошенников.Банк-эмитент может покорно возмещать своим клиентам похищенные с карточек деньги и нести убытки — или подставлять под удар свою репутацию, максимально затягивая споры с пострадавшими клиентами. В любом случае банк несет ущерб — кроме тех случаев, когда он застраховал свои риски эмитента банковских карт. Что представляетиз себя страхование эмиссии карт, как происходит возмещение убытков и в каком состоянии российский рынок страхования эмитентов банковских карт, «Банковскому обозрению» рассказывает начальник управления Центра страхования финансовых институтов компании «РОСНО» Светлана Зубарева.
Год назад банковский рынок узнал, кто такие коллекторы. Сегодня всего 27 банков пользуются услугами профессиональных сборщиков просроченных долгов, но не очень афишируют это и, вообще, не слишком любят говорить на эту тему. Просроченные долги физлиц — не очень приличная тема в банковском сообществе, даже если должен не ты, а тебе. Успех коллекторов будет зависеть от того, смогут ли они в процессе длительных и сложных переговоров с банками перевести эту щепетильную тему в обычное технологическое русло.
Недостаток у российских банков дешевых длинных денег — не единственная проблема, препятствующая широкому развитию ипотеки в нашей стране. Серые доходы потенциальных заемщиков, недостаточная платежеспособность, неразвитый рынок недвижимости — это те сложности, которые являются также существенными, однако гораздо более серьезной проблемой являются слабость и неразвитость системы продаж ипотечных кредитов у большинства российских банков. Результаты в виде значительного объема предоставленных населению ипотечных кредитов появятся в том банке, который научится активно продавать ипотечные кредиты. Под таким девизом работает в регионах со своей партнерской программой выдачи и рефинансирования ипотечных кредитов один из старейших участников ипотечного рынка — DeltaCredit банк. О том, как DeltaCredit строит свою региональную партнерскую сеть и чем она отличается от региональной программы государственного Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), рассказывает председатель правления банка DeltaCredit Игорь Садовский.
Cделка по выкупу менеджментом Инвестиционного банка «ТРАСТ»и Национального банка «ТРАСТ»прав собственности в отношении контрольных пакетов акций банкову прежних владельцев завершена.О текущих проблемах и планах развития банковской группы рассказывает Илья Юров, председатель совета директоров Инвестиционного банка «ТРАСТ»и Национального банка «ТРАСТ».
Актуальным вопросом последнего времени для российского банковского рынка является конкурентная угроза со стороны зарубежных финансовых институтов. Хотя доля нерезидентовв совокупном уставном капитале кредитных организаций менее 7%, темп роста их инвестиций в свои «дочки» почти вдвое превышает темп роста капитала российских банков.