Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Описание номера
В ходе опроса банкиров было выделено три номинации: «Событие года», «Персона года», «Взлет года». Мнения экспертов «БО» в основном совпали. Самые значимые события — летний кризис и вступление банков в систему страхования вкладов. Наиболее заметные деятели — Г. Тосунян, А. Козлов, А. Костин, С. Игнатьев. Наиболее заметного корпоративного успеха, считают многие наши эксперты, достиг банк «Русский Стандарт».
Банки уже давно обзавелись таким инструментом коллективных инвестиций, как общие фонды банковского управления (ОФБУ). В отличие от паевых инвестиционных фондов (ПИФов) для управления ОФБУ банкам не нужно создавать дочерние фирмы. Тем не менее ряд кредитных учреждений сейчас предпочитают заниматься ПИФами, организуя с этой целью дочерние управляющие компании, что требует от банкиров дополнительных затрат. В чем причина новой стратегии банков? Для того чтобы ответить на этот вопрос, редакция журнала «Банковское обозрение» опросила как участников рынка, так и экспертов.
По технологиям обработки наличности российские банки «застряли» на уровне 80-х годов прошлого века. Западные банкиры стремятся сократить операционные расходы на обработку наличности, автоматизируют процессы пересчета денег, проверки их подлинности, постоянно уменьшают долю ручного труда. Это позволяет прогнозировать денежные потоки и управлять ими. В то же время российские банки практически не закупают необходимое оборудование для обработки наличности, а отечественные вузы не готовят специалистов соответствующего профиля.
«Банковское обозрение» опросило 25 риск-менеджеров ведущих кредитных организаций, и по результатам опроса был составлен рейтинг банковских рисков. Самыми опасными большинство экспертов посчитали кредитные риски. А вот инфляции банкиры не боятся.
Где можно застать уважаемых людей — бизнесменов, банкиров, президентов и замов — без галстуков, со свежими синяками и трехдневной щетиной? В спортзале, на ледовом поле, в футбольных воротах, на сплаве по горной речке. О своих самых сильных ощущениях они говорят, не задумываясь: я тонул, я играл при полных трибунах, я вел команду. Развитию корпоративного спорта способствуют и личные пристрастия руководителей компаний, и мода на здоровый образ жизни. Но вот что удивительно: после очередной корпоративной «Зарницы» как-то сразу становится понятно, кто из сотрудников начнет широко шагать по карьерной лестнице.
Одним из наиболее ярких событий уходящего года был конфликт, разгоревшийся между крупнейшим частным банком страны — Альфа-Банком — и известной газетой «Коммерсант». Конфликт не разрешен, но страсти поутихли. «БО» решило выяснить оценки PR-сообщества: кто выиграл с точки зрения имиджа? Подчеркиваем, что в опросе отражены мнения экспертов, работающих в сфере общественных связей, а не редакции.
Издательская группа «БДЦ-Пресс» расширяет продуктовую линейку "Настольная книга банкира" — перечень методических журналов для банкиров и банковских работников. Специально для этих целей в структуре группы создан департамент банковских изданий, на должность руководителя которого недавно назначен Михаил Панфилов, имеющий значительный опыт работы в банках. Сегодня он рассказывает «БО» о перспективах рынка банковских изданий и планах издательской группы «БДЦ-Пресс».
Для любого чиновного банкира приход сотрудников Центробанка с проверкой — серьезное испытание на профессиональную зрелость. Однако скоро для многих кредитных учреждений этот весьма преволнительный экзамен станет своего рода бессрочной студенческой сессией: весной будущего года в их офисе поселится куратор ЦБ РФ, который будет заниматься надзором за банком на постоянной основе.
Определение реальной рыночной стоимости банковского бизнеса является важнейшим этапом сделки по слиянию, поглощению банков. Противоречие интересов участников в ряде случаев не дает возможности провести объективную оценку активов и капитала банка. Тем более что контрагенты не спешат поделиться своим ноу-хау при проведении оценки банка. Между тем существует ряд факторов, которые играют важную роль при оценке банка и его капиталов.
Активное развитие розничного направления банковского бизнеса вполне логично привело к его симбиозу с торговыми сетями и сферой услуг. Партнеры получили дополнительных клиентов и добились увеличения оборота. Но если раньше сети были готовы платить банкам за их присутствие в торговом зале, то теперь банки, особенно предлагающие «стандартный набор кредитов», больше заинтересованы в сотрудничестве и вынуждены за него приплачивать. А самыми перспективными партнерами банков на этом направлении становятся компании с обширной клиентской базой и точными клиентскими данными — сотовики.
Российское антимонопольное ведомство, в какой бы форме оно ни существовало — комитет, министерство, служба, — выполняет одну из важнейших функций регулирования в рыночной экономике — защиту добросовестной конкуренции на основе Закона о защите конкуренции. Между тем полномочия защитников и их возможности по наказанию нарушителей всегда были довольно слабыми. На финансовых рынках, где обращаются огромные деньги и сталкиваются глобальные интересы, это особенно осложняло позиции антимонопольщиков. Но они ищут и находят способы заставить участников рынка считаться с законом о защите конкуренции. О последних успехах Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в финансовом секторе, о банковских обманах, о сотрудничестве с Банком России и законотворческих инициативах «Банковскому обозрению» рассказывает заместитель руководителя службы Андрей Кашеваров.
Недавно тысяча с лишним российских банков сдали свой первый отчет по МСФО. В результате наши банкиры наряду с австралийцами и британцами оказались в числе мировых лидеров в деле перехода на новые стандарты финансовой отчетности. Для отечественного банковского сектора этот факт трудно переоценить. Но многие участники рынка упорно отказываются видеть преимущества МСФО и говорят только о трудностях.
Ужесточающаяся конкуренция в российском банковском секторе заставляет банкиров искать пути снижения рисков и затрат. Одним из таких выходов является создание кредитных бюро. Но именно накал конкурентной борьбы и мешает сегодня банкам в полной мере воспользоваться возможностями единой базы кредитных историй. Крупнейшие банки не хотят «кормить» своими клиентскими историями весь рынок, мелкие банки опасаются потерять и без того немногочисленную клиентуру, а региональные банкиры боятся, что их клиентская информация попадет в руки иностранцев. Кредитные бюро становятся уделом «крепких середняков», рвущихся в лидеры.
В условиях активного развития банками розничного направления бизнеса хорошо отлаженный процессинг пластиковых карт становится на рынке очень сильным конкурентным преимуществом. Но в отличие от той же АБС, которая точно настраивается под нужды конкретного банка или, другими словами, «индивидуализируется», программное обеспечение работы с картами должно прежде всего максимально соответствовать стандартам международных пластиковых систем.