Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Упасть и сжаться
01.03.2011 Аналитика

Упасть и сжаться

Лизинг в сегменте малого и среднего бизнеса в кризис просел сильнее, зато быстрее восстановился в 2010 году, во второй половине которого лизингодатели ослабили критерии отбора и процент одобренных заявок вырос. У рынка пока сохраняется потенциал роста. Если не возникнут новые препятствия


Принципиальное отличие деятельности малого и среднего бизнеса от стратегии развития крупных компаний состоит в том, что инвестиционные планы небольших предприятий рассчитаны на менее длительные сроки и объемы. Поэтому малые и средние фирмы в большей степени ориентируются на изменения экономической конъюнктуры. Это отражается на их спросе на лизинг. Если инвестиции крупного бизнеса в кризисном 2009 году сократились не более чем на 20%, то инвестиции среднего бизнеса — на 50%, а малого бизнеса на — на 70–80%. Спад объема лизинговых операций в три раза, зафиксированный в 2009 году, произошел преимущественно за счет снижения спроса именно со стороны малого и среднего бизнеса. Во время кризиса наиболее стабильные показатели оставались у лизингодателей, работающих преимущественно с крупным бизнесом. Однако более 70% суммарного лизингового портфеля на российском рынке формируется за счет сделок с малыми и средними предприятиями, поэтому большинство лизингодателей ощутили на себе падение спроса, говорит Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса ГТЛК.
В 2010 году лизинговые компании консервативно подходили к оценке рисков при предоставлении продуктов малому и среднему бизнесу. Средний процент одобренных заявок редко превышал 35–40%, потому что всем было важно формировать максимально качественный портфель. Во второй половине года ситуация изменилась.

К концу 2010 года большинство лизинговых компаний стали ориентироваться на сегмент индивидуальных предпринимателей и предприятий, использующих упрощенную систему налогообложения

Малый и средний бизнес почувствовал начало посткризисного роста и возобновил инвестиционную активность. Стабилизация экономики в 2010 году активизировала отложенный спрос на инвестиции в основные фонды. С ростом уверенности предпринимателей в завтрашнем дне лавинообразно вырос спрос на новую технику и соответственно на финансирование покупок этой техники.
К концу 2010 года большинство лизинговых компаний стали ориентироваться на сегмент индивидуальных предпринимателей и предприятий, использующих упрощенную систему налогообложения. Поэтому их продукт стал менее консервативным. В связи с этим число положительных решений увеличивается, рассказывает Олег Литовкин, генеральный директор ЛК «Уралсиб». Изменилось и продуктовое предложение лизинговых компаний — снизился размер аванса, стали вновь доступны сделки с автотранспортом, бывшим в употреблении. Последнее особенно важно, ведь малый и средний бизнес не всегда готов приобрести даже в лизинг тягач стоимостью 5 млн рублей. Средний срок договоров лизинга также увеличился. Сейчас уже многие игроки готовы реализовывать пятилетние сделки, хотя по-прежнему основной объем бизнеса приходится на сделки сроком до трех лет.Но это, скорее всего, предел по удлинению сроков.

Малый бизнес — четверть рынка

Конкуренция в этом сегменте до кризиса постоянно нарастала. К 2007 году средний бизнес в основном оказался «поделен» между лизингодателями. Малый бизнес до 2006 года не привлекал лизингодателей, поскольку достаточно было спроса со стороны средних предприятий, тем более что они более кредитоспособны и сделки с ними более крупные. Лишь когда сегмент средних предприятий оказался в основном освоен, лизинговые компании обратили внимание на малый бизнес. Лизинговые операции с небольшими компаниями достигают не менее 25% всех портфелей.
И все же говорить о конкуренции в области лизинга для малого бизнеса пока преждевременно. Это направление освоено, по оценке Владимира Добровольского (ГТЛК), не более чем на 10%, хотя спрос на лизинг со стороны малого бизнеса огромный. Проблема в том, что большинство российских малых предприятий непрозрачны, нарочно рассеивают активы и выручку с целью ухода от налогов или с целью не привлекать внимания рейдеров и конкурентов. Это снижает их возможность на получение как кредитных средств, так и участие в лизинговых программах.
Сейчас реально действующих программ лизинга для малого бизнеса меньше, чем было в 2007–2008 годах. Эти тенденции в основном относятся к рыночным лизинговым компаниям; компании же при госбанках или с госучастием продолжают финансировать сделки. В свою очередь, лизингодателям интересны в первую очередь клиенты, имеющие контракты на выполнение госзаказов.

ПРОГНОЗ-2011
По оценке «Эксперт РА», объем лизинговых сделок с малым бизнесом по итогам 2010 года составит около 80–100 млрд рублей, со средним бизнесом — около 100–110 млрд рублей. При стабильном развитии экономики, лизингового рынка и продолжении осуществления РосБР программы поддержки МСБ через организации инфраструктуры, в 2011 году, по мнению аналитиков, можно ожидать роста объемов лизинговых сделок с малым бизнесом — до 130–150 млрд рублей, со средним бизнесом — до 160–180 млрд рублей.

И все же конкуренция в этом сегменте значительно возрастет: большинство лизинговых компаний, входящих в топ-20, ставят в приоритет работу с этим сегментом, говорит Олег Литовкин (ЛК «Уралсиб»). В значительной мере росту конкуренции в этом сегменте способствует развитие программы РосБР. Эта программа значительно снизила ставки на рынке, так как фондирование по программе РосБР стоит всего 8,25%, что на 1,5–2 процентных пункта ниже рыночных ставок.

Если налоговые льготы по уже заключенным сделкам будут отменены, многие из лизингодателей обанкротятся

Объемы выдачи кредитов для лизинговых компаний по программе поддержки малого и среднего бизнеса с 2009 года выросли в четыре раза. По данным «Эксперт РА», 75% портфеля в этих сделках составляет лизинг оборудования. Банки тоже выступают в качестве конкурентов лизинговым компаниям, предлагая кредиты на приобретение основных средств — транспорта и оборудования.
Государство же подставило рынку и подножку. Увеличение налоговой нагрузки на МСБ приведет к тому, что у предприятий будет значительно меньше свободных ресурсов, которые они могли бы направить на реинвестирование в производство. Спрос со стороны маленьких компаний на лизинг, который для большинства из них остается единственным способом обновления и поддержания фондов, снизится.
Еще один обсуждаемый шаг правительства — отмена ускоренной амортизации при лизинге с 2012 года, определит перспективы дальнейшего развития отрасли. Хотя преимущества лизинга основаны и на эффективном управлении рисками и возможности предоставлять клиентам долгосрочное финансирование при низких ставках, ускоренная амортизация — один из важнейших параметров для заключения успешной сделки.
Если налоговые льготы по уже заключенным сделкам будут отменены, лизинговым компаниям придется в короткие сроки выплатить значительные суммы в бюджет. Так как входящие денежные потоки останутся прежними, многие из лизингодателей обанкротятся. Рынок лизинга ожидает сжатие, а малые и средние предприниматели потеряют возможности обновлять основные средства, снизить налоговые отчисления. В конечном счете, из-за крушения рынка лизинга упадут долгосрочные инвестиции в отечественные предприятия.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной
Риски на высоких оборотах FINLEGAL Риски на высоких оборотах

«Б.О» провел конференцию FinLEGAL 2024: Залоги. В ходе мероприятия разгорелись дискуссии по процедурам и методам, которые, казалось бы, отработаны и уже не вызывают сомнений на рынке


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ