Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Академики и депутаты помогут Кремлю взыскать доходы с активов соотечественников за рубежом
27.10.2014

Академики и депутаты помогут Кремлю взыскать доходы с активов соотечественников за рубежом

Многомесячные баталии вокруг пакета законов по деофшоризации в октябре приняли неожиданный оборот


Пока в правительстве дули ветра и гремели громы (устроенные верхушкой РСПП с целью склонить разработчиков на сторону бизнеса) группа депутатов поднапряглась и внесла в Госдуму свой законопроект о контролируемых компаниях, основными целями которого, как сказано в пояснительной записке, «являются создание действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций с целью создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды».

Как комментируют это некоторые наблюдатели, в происходящем чувствуется рука Кремля, поскольку если законопроект вносят депутаты, они не обязаны согласовывать его в правительстве, достаточно получить согласие правового управления президентской администрации.

Как и все предыдущие варианты, документ вводит понятия «контролируемая иностранная компания» и «контролирующее лицо». Положения законопроекта можно назвать неким компромиссом между тем, что предлагали олигархи и правительство ранее. Контролирующим лицом здесь является физическое или юридическое лицо, доля которого в контролируемой иностранной компании превышает 25%. Доля физлица совместно с супругой и несовершеннолетними детьми, подлежащими контролю, устанавливается на уровне более 50%.

Правительство ранее предлагало ввести обязательное уведомление для всех акционеров, чей пакет в иностранной компании превышает 10%, РСПП настаивало на доле в 50%. Впрочем, эксперты комментировали эту инициативу в том смысле, что реальной задачей бизнеса было замотать законопроект. Ведь даже если бы изначально бизнесу установили обязательства на уровне 10%, потом их никто не помешает увеличить. Но, похоже, что нынешний вариант устраивает и большинство в Госдуме, и администрацию президента, и будет принят именно в таком виде. Что, впрочем, не снимает главной проблемы: закон написан для честных людей, ибо подразумевает самодоносительство, а без того почти невыполним с точки зрения администрирования.

Придется сильно потратиться, чтобы создать в РФ аналог FATCA

Тем временем пополнением российского бюджета озаботились также сотрудники РАНХиГ. В своем докладе «Стратегия России по защите финансового сектора от западных санкций» они предложили властям РФ дополнить пакет по деофшоризации, законодательно введя национальный режим налогообложения доходов россиян по всему миру (по примеру США, где он активно действует в отношении собственных граждан).

Автор идеи, заместитель заведующего кафедрой госрегулирования Иван Капитонов, уверен, что режим может быть введен в перспективе трех — пяти лет и распространен на все доходы россиян за рубежом: дивиденды, процентный доход, доходы от реализации акций или недвижимости, консалтинга и прочих. В настоящее время россияне не облагаются налогами, если более полугода проживают за рубежом и получают доход за пределами РФ.

Сам идеолог предлагает включить нововведение все в тот же законопроект о контролируемых иностранных компаниях. По его мнению, такие новации «приведут к значительному усложнению и увеличению расходов на содержание иностранных структур, таким способом планируется вернуть часть капиталов обратно в Россию». У экспертов возражения те же: придется сильно потратиться, чтобы создать в РФ аналог FATCA, да и без помощи западных налоговиков «наши» деньги не найдешь, а санкции лишь усложняют задачу.

На этот случай в РАНХиГС есть другие предложения, а именно: значительно увеличить нормы резервирования для банков по кредитам, выдаваемым офшорным компаниям, законодательно ввести понятие «национальной компании» (зарегистрированной в России, являющейся добросовестным налогоплательщиком, с бенефициарами в лице российских граждан и не имеющей взаимоотношений с офшорами) и только им предоставлять доступ к госзакупкам, кредитам и преференциям. А также ликвидировать налоговые льготы для компаний, инкорпорированных за рубежом, включая льготное налогообложение дивидендов для иностранных инвесторов и ввести требования о раскрытии информации о бенефициарах зарубежных компаний, ведущих деятельность в России. А всех бенефициаров офшоров и трастов поместить в черный список и непрерывно контролировать. Также ученые предлагают отказаться от большинства соглашений об избежании двойного налогообложения и провести «мягкую налоговую амнистию» капиталов, возвращаемых в РФ.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ