Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Банки и задачи развития платежной инфраструктуры финансового рынка
28.09.2022 FinRegulationFinRetailFinTechАналитика

Банки и задачи развития платежной инфраструктуры финансового рынка

Круглый стол с такой повесткой завершал деловую программу Международного банковского форума «Банки России — XXI век». Основными темами дискуссии стали развитие инфраструктурных проектов и национальных платежных инструментов, изменение бизнес-моделей и логики взаимодействия банков, ритейла и потребителей, а также проблемы трансграничных переводов


Открывая дискуссию, модератор круглого стола Владимир Комлев, генеральный директор НСПК, задался вопросом: есть ли безусловные, безотносительные к быстро меняющемуся миру цели платежного рынка? Какие методы, принципы взаимодействия сторон приемлемы для успешного развития этого рынка, в том числе в международном аспекте?

Алла Бакина, директор департамента национальной платежной системы Банка России, прежде всего упомянула Стратегию развития Национальной платежной системы на 2021–2023 годы. Документ предусматривает дальнейшее развитие существующих инфраструктурных проектов, таких как платежная система ЦБ РФ, СБП и НСПК, Система передачи финансовых сообщений, а также создание новой платежной инфраструктуры, в том числе платформы цифрового рубля. Ключевые задачи, заложенные в Стратегии, нацеленные на построение самодостаточной платежной инфраструктуры, устойчивой к внешним рискам, остаются актуальными, считает представитель регулятора.

Алла Бакина (Банк России). Фото: АБР

«Россия продолжает занимать лидирующие позиции в мире по темпу роста безналичных платежей, несмотря на уход международных игроков, ограничение доступа к иностранным платежным сервисам и магазинам мобильных приложений, — констатировала Алла Бакина. — По итогам второго квартала доля безналичных платежей продолжала расти и превысила 77%, что свидетельствует о том, что доверие потребителей к безналичным инструментам в целом остается на высоком уровне».

Отдельно спикер затронула вопросы развития самых массовых сервисов — платежной системы «МИР» и СБП. Так, по состоянию на август на один p2p-перевод через инфраструктуру банковских карт приходится уже две транзакции через СБП. С начала 2022 года на порядок выросло количество c2b-операций (оплаты товаров и услуг): с 3,6 до 38 млн операций в месяц. На рынке стали появляться коробочные решения, которые позволяют бесшовно интегрировать платежные сервисы СБП с кассовыми и CRM-решениями торговцев, что гармонизирует их бэк-офисные процессы и улучшает клиентский опыт.

Другой инфраструктурный проект Банка России — СПСФ (Система передачи финансовых сообщений) — также активно развивается, в том числе за счет подключения иностранных участников. Система насчитывает уже 440 участников, из них более 100 — нерезиденты из 12 стран. Это создает хорошую основу для дальнейшего развития расчетов в национальных валютах.

Относительно перспектив развития цифрового рубля Алла Бакина сказала, что с начала года с отдельными пилотными банками ведется тестирование операций, функционала мобильных приложений, при этом большое внимание уделяется проработке клиентского пути. Несколько участников проекта успешно протестировали полный цикл операций, пока в части переводов между физлицами. Во втором квартале 2023 года планируется проведение «пилота» на реальных цифровых рублях для ограниченного круга клиентов. Позже предполагается реализовать более широкий круг операций: к переводам добавится возможность оплаты товаров, а также, возможно, использования простых смарт-контрактов.

Владимир Комлев поднял важный для платежной индустрии вопрос изменения парадигмы клиентской лояльности, связанный со стимулированием потребителей к использованию СБП. Консолидированное мнение участников дискуссии можно сформулировать следующим образом: такие стимулы должны более активно предлагать торгово-сервисные предприятия, которые сейчас оказались в выигрыше из-за выгодных комиссий СБП. Как отметила Алла Бакина, СБП появилась в том числе как запрос ритейла на современный платежный инструмент, но с минимальными издержками. Торговля такой инструмент получила: тарифы СБП в 2,5–3 раза ниже стоимости эквайринга банковских карт.

Логично, что ритейл прежде всего и должен быть заинтересован в дальнейшем развитии и привлечении большего числа пользователей СБП, а полученная экономия дает возможность промоутировать этот инструмент. Такую точку зрения поддержал и Денис Вальвачев, руководитель департамента по работе с массовым сегментом — старший вице-президент Банка ВТБ: «Пришло время задуматься… чтобы возложить на торгово-сервисные предприятия бремя лояльности, которое раньше было исключительно на банках». Спикер признал, что в лоб такой вопрос не решается, скорее всего, это должна быть совместная история банка и ТСП. Хорошая технологическая основа для такого сотрудничества может появиться, если банкам дадут доступ к информации о фискальных чекха. Распознавание конкретных товарных позиций предоставит отличные возможности для реализации гибких механик лояльности.

Денис Вальвачев (ВТБ). Фото: АБР

Вопросов клиентской лояльности коснулся и Андрей Макаров, первый вице-президент по цифровизации и инновациям МКБ. По его словам, оптимальный и эффективный подход состоит в объединении платежного инструмента и механизма лояльности, и в целом, «активное будущее» — за бесшовным встраиванием платежей в клиентский путь. Банк обсуждает такие коллаборации со своими партнерами из ритейла. Для этого должна быть готова инфраструктура, в частности адаптированы кассовые решения, что позволит масштабировать такие сервисы. Говоря о развитии национальных платежных инструментов, спикер акцентировал внимание на том, что СБП является, по сути, конструктором, на базе которого можно воплощать разные сценарии. В частности, востребованы не только платежи, но и выплаты от компаний физлицам — этот функционал МКБ активно использует в интересах своих корпоративных клиентов из числа страховых компаний, автомобильных салонов и пр.

Андрей Макаров (МКБ). Фото: АБР

Еще одна остроактуальная тема — трансграничные платежи и переводы — была затронута в выступлении Дениса Вальвачева (ВТБ). Банк в числе первых оказался под жестким санкционным ударом и перед вызовами работы в новых условиях. В июне ВТБ запустил переводы в национальных валютах в Азербайджан, Армению, Казахстан и Беларусь, позже к списку дружественных стран добавились Вьетнам и Китай (по этому направлению пока доступны переводы в адрес юрлиц). За три летних месяца было совершено более 13 тыс. переводов на общую сумму более 5,5 млрд в рублевом эквиваленте, пока более половины из них приходится на Беларусь. Дальнейшие перспективы географической экспансии, по словам представителя ВТБ, связаны прежде всего со Средней Азией и ближневосточным регионом; банк ищет новые каналы и подходы к организации переводов в Турцию, ОАЭ и другие страны.

Дискуссия участников рынка и экспертов отрасли электронных платежей с фокусом на будущее продолжится на форуме FuturePay, который «Б.О» проводит 6 октября.






Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ