Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Правительство РФ поддержало законопроект, обязывающий банки уведомлять клиентов и их представителей о взимаемой при оплате услуг комиссии до совершения платежа
Проект закона «О внесении изменений в статью 29 Федерального Закона “О банках и банковской деятельности”» был внесен в Госдуму в начале января.
Законопроектом предлагается обязать кредитную организацию до совершения банковской операции информировать клиента о размере комиссионного вознаграждения, установленного и взимаемого кредитной организацией в дополнение к установленному вознаграждению, а также о размере расходов, которые он понесет, воспользовавшись банковской услугой. Предоставление соответствующей информации, согласно документу, «осуществляется уполномоченным сотрудником кредитной организации непосредственно клиенту или его уполномоченному представителю, а также иными способами, не запрещенными законом».
Вместе с тем кабинет министров в своем официальном отзыве обратил внимание на ряд недоработок законопроекта. В частности, попросил конкретизировать порядок и способ предоставления информации клиенту, предусмотреть положение об информировании клиента о перечне и полном размере комиссионного вознаграждения.
Авторов проекта также просят доработать используемые в документе формулировки и термины: «указанных операций», «в дополнение к установленному вознаграждению», «предоставление соответствующей информации иными способами, не запрещенными законом» и «уполномоченный сотрудник кредитной организации».
В связи с необходимостью своевременно подготовиться к реализации требований законопроекта предлагается рассмотреть возможность увеличения срока вступления в силу его положений.
Отправка законопроекта на доработку — верное решение, поскольку банки должны принимать определенные и четко поставленные условия работы для их адекватного соблюдения, а не выдумывать свои трактовки
На основании изложенного Правительство РФ поддерживает представленный законопроект при условии его доработки с учетом указанных замечаний.
Эльман Мехтиев, независимый эксперт на рынке, считает, что эти поправки — еще один шаг к большей прозрачности финансовых услуг для граждан и «закрытие» очередной лазейки перед вступлением в силу Закона о потребительском кредите
Вадим Тихонов, аналитик НРА, заметил, что это логичное продолжение политики по раскрытию полной стоимости банковских услуг. Безусловно, отправка законопроекта на доработку — верное решение, поскольку банки все-таки должны принимать определенные и четко поставленные условия работы для их адекватного соблюдения, а не выдумывать свои трактовки. В противном случае это вряд ли приведет к желаемому результату. Вспомнить хотя бы законодательную норму по информированию клиентов, владеющих пластиковыми картами, обо всех операциях по ним и возмещению убытков от несанкционированных списаний средств, которая, будучи принятой с учетом доработок, вызвала большие вопросы и дискуссии, вследствие которых действие некоторых норм было отложено.
Анна Мазавина, адвокат Адвокатского бюро «Егоров, Мазавина, Петров и партнеры» посетовала, что вопрос об обязательном информировании клиента о комиссии до совершения операции не нов. Данный законопроект лишь приводит банковское законодательство в соответствие с уже сложившимся порядком, но не прорабатывает нюансы. Возникает достаточно много вопросов — например, будет ли возвращаться комиссия при несоблюдении порядка предварительного информирования, как будет информироваться клиент который уже дал письменное согласие на трансакцию и т.д.
Доработка, скорее всего, займет не так много времени, и банкам придется приготовиться в скором будущем еще к одному нерадостному нововведению. А как будет работать закон пока не понятно, это должна показать практика.
Рост числа банкротных дел, ухищренный вывод активов, сомнительные схемы и иные злоупотребления — все это бросает новый вызов арбитражным управляющим и кредиторам в борьбе за активы разорившихся компаний. Банкротное законодательство и судебная практика пытаются найти баланс между интересами кредиторов и правами контролирующих должника лиц (далее также — КДЛ): где та тонкая грань между банкротством в силу объективных факторов и умышленными действиями контролирующих должника лиц по выводу активов?