Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Бизнес-архитектура экосистемы банка: как построить и что внутри
22.10.2020 Best-practice
Бизнес-архитектура экосистемы банка: как построить и что внутри

Для сохранения на рынке в течение ближайших пяти лет банкам необходимы построение современной бизнес-архитектуры и как цель максимум — превращение в экосистему


Рассмотрим ключевые компоненты и сервисы экосистемы (табл. 1). Для крупных экосистем они могут принадлежать банку (полностью или в рамках контрольной доли участия). Для средних или региональных экосистем банковские сервисы могут включаться в них на условиях стратегического партнера. 

Таблица 1. Список сервисов экосистем

Сервис

Крупная экосистема

Средняя экосистема

1

Фундаментальные и самые затратные сервисы

1.1

Связь, телеком

+

1.2

Интернет-компания1

+

1.3

Сервис такси

+

1.4

Геоинформационный сервси

+

1.5

Логистика (курьеры, почта)

+

2

Стандартные сервисы

2.1

Страхование

+

+

2.2

Доставка еды

+

+

2.3

Развлечения (кино, музыка)

+

-

2.4

Образование

+

+

2.5

Здоровье

+

+

2.6

Ассистенты

+

-

2.7

Сервисы недвижимости (уборка, дизайн, ремонт)

+

+

2.8

Сервис онлайн-покупки

+

+

2.9

Единая подписка на все сервисы

+

+

3

Сервисы для бизнеса

3.1

Облачная бухгалтерия

+

+

3.2

ЭДО ЭЦП с контрагентами

+

+

3.3

Подключение к Marketplace и SmartMarket (онлайн площадка для продажи продуктов и услуг, в том числе через приложения партнеров)

+

+

3.4

Сервисы безопасность

+

+

3.5

Облачные IT

+

+

Варианты построения крупной экосистемы:

1) объединяются крупный телеком и интернет-компания, они создают или приобретают необходимые дополнительные сервисы, затем получают или покупают банковскую лицензию; 

2) крупный банк создает или приобретает все необходимые сервисы самостоятельно или с привлечением партнеров. 

Это длительный путь, который занимает не один год, но уже есть примеры известных банков в России, СНГ, ЕС и США, которые активно идут по этому пути и приближаются к поставленной цели. 

Конкуренция экосистем и консолидация (объединение) бизнесов — это главный мировой долгосрочный тренд. 

В предыдущей статье было выдвинуто предположение, что в России через пять лет будет примерно десять банковских экосистем. Уточним: среди десяти будет четыре федеральных и шесть региональных. 

Для средних региональных банков отличным вариантом будет создание экосистем с учетом следующих факторов, которые позволят им конкурировать с федеральными: 

  • максимальное вовлечение местных компаний;
  • взаимодействие с местными органами власти, интеграция с госрегиональными и муниципальными услугами;
  • интеграция с крупными системообразующими компаниями региона, в первую очередь в рамках зарплатных проектов и связанных с ними продуктов. 

Ключевые особенности экосистемы банка

1. В мире, особенно у молодежи, растет тенденция длительного пользования вещами вместо их приобретения (sharing economy): 

- лизинг мобильного телефона на один-два года (Phone leasing programs) с возможностью обмена на новую версию вместо покупки;

- такси или каршеринг вместо покупки автомобиля; 

- длительная аренда апартаментов вместо покупки квартиры. 

 

 

Перечисленные сервисы выходят за рамки стандартных банковских продуктов и услуг, поэтому должны быть встроены экосистему банка, иначе банк потеряет рынок связанных с ними кредитов. 

2. Тесная интеграция сервисов межу собой, единые интерфейсы, сквозные идентификаторы пользователей, наличие супераппов, объединение личных кабинетов из разных сервисов. 

3. Анализ и управление большими данными и использование ИИ для полного и всестороннего анализа клиента. 

4. Наличие единой подписки и скидок на все сервисы экосистемы, которая удерживает клиента и делает экономически неэффективным использование сервисов от «чужих» экосистем. 

5. Финансовая модель экосистемы подразумевает, что величина прибыли всей экосистемы важнее прибыли отдельного сервиса, т.е. какой-то сервис может вносить существенный вклад в удержание клиента в экосистеме и повышение лояльности, но при этом не иметь высокой прибыли. 

Компоненты бизнес-архитектуры экосистемы

У каждого компонента (сервиса) экосистемы (в том числе банка) разрабатывается своя бизнес-архитектура в отдельной базе данных, потому что каждый компонент (сервис), например такси, телеком, страхование, обычно является отдельной компанией со своими стратегией, бизнес-процессами, организационной структурой и т.п. 

Бизнес-архитектура экосистемы в целом представляет собой управленческую надстройку (см. рисунок), главная задача которой — единое управление всеми сервисами и их интеграция. 

Таким образом, получается три этапа: 

  1. разработка бизнес-архитектуры банка (стандартный банковский бизнес); 

  2. разработка бизнес-архитектур сервисов экосистемы; 

  3. разработка бизнес-архитектуры экосистемы банка (объединение всех сервисов и управление ими). 

Перечислим главные компоненты бизнес-архитектуры экосистемы. 

1. Стратегия. Включает: стратегические карты, дерево целей и показателей (например, по BSC/KPI). 

2. Дерево бизнес-процессов и графические модели. Более подробная информация и примеры представлены в источнике

3. Организационная структура, ролевая модель.

4. Библиотека регламентирующих документов 

5. Дополнительные модели: операционные риски, проекты, продукты и услуги, материальные ресурсы и т.п.

Большим самостоятельным блоком является IT-архитектура, системно ее рассмотрение не входит в тему настоящей статьи. Более подробная информация и примеры представлены в источнике.

Бизнес-архитектура экосистемы банка

Инструменты для разработки экосистемы банка

Самым распространенным в России продуктом для разработки бизнес-архитектуры является Business Studio. Вместе с ней также внедряются дополнения.

1. «Комплексная типовая бизнес-модель банка (финансовой организации)» предоставляет следующие практические выгоды и возможности:

  • значительно сокращает время и финансы на организационно-корпоративную реализацию. Например, разработка и реализация стратегии, описание и оптимизация бизнес-процессов, построение бизнес-архитектуры в целом, оптимизация численности персонала и много другое. То есть позволяет не разрабатывать с нуля необходимые модели, документы и базы данных, а использовать типовые образцы;
  • благодаря бизнес-модели большую часть проектов и задач можно выполнить собственными силами, так как в ней содержатся простые и понятные методики для каждой области менеджмента с примерами;
  • позволяет быстро и качественно обучить бизнес-аналитиков, методологов, IT-специалистов;
  • позволяет минимизировать риски при построении систем управления и реализации проектов за счет апробированных решений;
  • позволяет внедрить в деятельность банка новые идеи и успешные практики из отрасли, посмотреть со всеми подробностями, как работают конкуренты. 

2. Модуль «Process Optimizer: система анализа и оптимизации бизнес-процессов» позволяет решить следующие задачи по оптимизации бизнес-процессов и развитию банка:

  • оптимизировать бизнес-логику процессов, выявить наиболее проблемные бизнес-процессы, найти в них слабые места и причины неэффективности;
  • улучшить показатели KPI по группам: время выполнения и трудоемкость бизнес-процессов, результативность (объем выхода бизнес-процессов), операционная эффективность, качество, издержки (себестоимость бизнес-процессов), фрагментарность;
  • оптимизировать трудовые ресурсы бизнес-процессов на основе расчета численности исполнителей;
  • выбрать лучшие сценарии выполнения бизнес-процессов на основе сравнительного анализа и поддержки принятия решений;
  • разработать планы по развитию и повышению уровня зрелости бизнес-процессов.

1. Под интернет-компанией подразумевается компания, которая предоставляет все возможные интернет-сервисы, включая крупные интернет-порталы: онлайн-объявления (авто, недвижимость, товары вторичного рынка, работа), поисковая система, электронная почта, облачные хранилища данных, агрегаторы новостей, тематические блоги, календари, мессенджеры и много другое.