Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Быть, а не казаться
10.11.2021 FinCorpFinTechАналитика

Быть, а не казаться

Российским компаниям все сложнее избегать ESG-повестки: с одной стороны инвесторы и регуляторы, с другой — потребители. Скепсис некоторых компаний порождает у них желание сымитировать ESG-активность


Все чаще инвесторы и заказчики (в основном западные) при выборе объектов инвестирования и контрагентов учитывают ESG-факторы, прежде всего из промышленного сектора. Таким образом зарубежные инвесторы трансформируют всю цепочку поставок. Оставаться в стороне российским компаниям и в первую очередь экспортерам все сложнее: они получают ESG-рейтинги, создают стратегии с учетом факторов устойчивого развития, составляют и аудируют нефинансовую отчетность, раскрывают информацию о своем влиянии на окружающую среду и общество. Повестку подхватывают и компании финансовой сферы: в 2021 году банки один за другим публикуют ESG-стратегии и политики и раскрывают нефинансовую отчетность.

Пока этими вопросами озаботился прежде всего крупный бизнес. Вместе с тем многие воспринимают идеи ESG как бремя и переоцененную тему. Похожий путь когда-то проходило внедрение отчетности по МСФО, ставшей сегодня нормой. 

Пока раскрытие ESG-информации в России происходит на добровольных началах, многие компании публикуют только те показатели, по которым они более или менее хороши, и не раскрывают прочих. Как в такой ситуации подходят рейтинговые агентства к выбору источников для присвоения рейтинга? Некоторые компании, присваивающие рейтинги ESG, пользуются только публичной информацией, другие — более полными анкетами с непубличными данными и проводят интервью. Больше шансов «докопаться» до сути будет у тех, которые обладают и непубличной информацией. В этой связи показателен пример британской компании из индустрии моды Boohoo, акции которой просели почти вдвое после публикации расследования о том, что работникам в рамках цепочки поставок платили меньше минимальной зарплаты. До этого компания имела довольно высокий рейтинг «AA» по ESG-стандартам и привлекала инвестиции от 20 ESG-фондов, которые после расследования начали избавляться от акций компании. Расследование Sunday Times было инициировано после того, как в «черную» пятницу компания сделала очень больше скидки на свою продукцию (сложно делать такие скидки без использования дешевой рабочей силы). Кроме низкой оплаты труда работников эксперты также выразили обеспокоенность по поводу экологических издержек, связанных с перепроизводством. 

Для инвесторов, заинтересованных в компаниях с высоким рейтингом ESG, с одной стороны, открываются большие возможности быстрого роста стоимости таких вложений (за счет спроса от ESG-фондов и прочих инвесторов, заинтересованных в разумном потреблении), с другой — возникают высокие риски того, что если вскроются негативные факты о компании из области экологии, социальной сферы или корпоративного управления, ее акции просядут сильнее, чем если бы компания не имела высоких рейтингов ESG. Инвесторы могут опасаться покупать такого рода инструменты; тогда есть возможность вкладываться в фонды, копирующие ESG-индексы: в таком случае просадка от падения акций одной компании менее ощутима, но остается возможность заработать на росте популярности всего направления. 

Пока в России мало компаний получили ESG-рейтинги, поэтому еще и нет ESG-индексов, которые объединяли бы российские компании, добившиеся серьезных успехов в области устойчивого развития. На Московской бирже используется два индекса, один из них отражает стремление к ESG (объединяет эмитентов, показавших лучшую динамику по показателям устойчивого развития к предыдущему году), второй выделяет лидеров по раскрытию информации в области устойчивого развития. И то и другое может оказаться очень далеким от действительно наиболее вовлеченных в вопросы ESG компаний, так как раскрывать информацию или делать первые шаги в сторону устойчивого развития достаточно легко. 

Устойчивая повестка быстро набирает обороты — потребители все больше предъявляют спрос на экологичные виды товаров, растет спрос на рейтинги, поэтому можно ожидать, что компании, серьезно озабоченные вопросами устойчивого развития, смогут в ближайшие годы сделать качественный рывок, оставив позади своих конкурентов.  

Некоторые инвесторы, пользуясь хайпом вокруг этой темы, пытаются зарабатывать на ситуациях, когда становятся известны недостатки в вопросах охраны окружающей среды, вопросах социальной или корпоративной сферы. Например, инвестор нашел то, что упустили другие инвесторы, когда покупали бумаги компании. Он открывает короткую позицию по бумагам такой компании и зарабатывает после публикации новости о ее пробелах в сфере ESG, о которых рынок не знал ранее.

Пока популярность повестки ESG росла, появилось много разнообразных стандартов нефинансовой отчетности, что часто путает инвесторов. С переходом к более качественному развитию повестки устойчивого развития и увеличению запроса со стороны инвесторов на упрощение нефинансовой отчетности проявляется тенденция к объединению инициатив и организаций для создания единого стандарта отчетности. Пять ведущих разработчиков стандартов отчетности устойчивого развития — CDP, CDSB, GRI, IIRC и SASB — опубликовали заявление о своих намерениях совместно работать над созданием системы ESG-отчетности.

Российские власти тоже не стоят на месте: разрабатывается законопроект о нефинансовой отчетности для публичных акционерных обществ, он может быть принят уже в этом году. Активную работу ведет ВЭБ.РФ. В рамках Фабрики проектного финансирования он планирует предоставлять довольно существенную скидку «за зеленость». Она позволит стимулировать реализацию проектов, соответствующих методическим рекомендациям.

Когда речь заходит о распределении государственного финансирования или льгот, всегда встает вопрос о том, кто будет выступать верификатором. С учетом того, как в России успешно всего за несколько лет выстроилась система кредитных рейтингов, логично, что верификаторами и тут будут выступать именно аккредитованные российские рейтинговые агентства. Они будут публично раскрывать свои методологии, регулярно их обновлять и находиться в контакте с клиентом, а не вести свою работу только по публичной информации. Такие меры вызовут доверие к сфере зеленых верификаций и ESG-рейтингов. В случае если участниками рынка станут неаккредитованные кредитные рейтинговые агентства, могут существенно возрасти риски гринвошинга (greenwashing).

Инвесторы все больше будут требовать от компаний не формального, а истинного и пристального внимания к вопросам устойчивого развития.

С одной стороны, для собственников бизнеса это влечет расходы: сейчас надо озаботиться инвестициями в охрану окружающей среды, социальную сферу, персонал и выстраивание качественного корпоративного управления. С другой стороны, именно сейчас, делая эти инвестиции, можно не только заложить базу для дальнейшего сбалансированного и устойчивого роста, но и, поймав волну настроений инвесторов, сделать большой шаг вперед — как с позиции репутации, так и с точки зрения более выгодных условий заимствований и роста капитализации. Попытки имитировать бурную ESG-деятельность чреваты неприятностями, ведь все тайное становится явным. 

#ESG #Investing





Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ