Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Чем кроме кешбэков может быть полезен банк
10.10.2022 FinCorpFinRetailАналитика

Чем кроме кешбэков может быть полезен банк

За время отсутствия привлекательных кешбэков банки разработали различные сервисные программы для розничных клиентов и малого бизнеса. В ход пошли правовая, психологическая, медицинская поддержка, а также экосервисы, которые стали востребованными у клиентов. Кешбэки вернулись, но сервисы остаются актуальными, и можно прогнозировать, что их станет еще больше


С 1 сентября перестали действовать временные ограничения ЦБ по величине эквайринговой комиссии, и это позволило банкам вернуть программы лояльности с кешбэками. Напомню, что регулятор на период с 18 апреля по 31 августа 2022 года ограничил значение эквайринговых комиссий банков для компаний, которые продают социально значимые товары или предоставляют социальные услуги, планкой в 1%. В этот список входят практически все основные покупки: от продуктов питания и потребительских товаров до оплаты услуг ЖКХ, связи, транспорта, культуры и медикаментов. При этом максимальный размер комиссии, которую получает банк-эмитент, был снижен до 0,7%. В ЦБ тогда подсчитали, что в среднем эквайринговые комиссии находились до введения ограничения на уровне 1,2–2,2% в зависимости от типа карты или вида деятельности компании. Таким образом, отрегулированные комиссии были установлены на уровне, который примерно в два раза ниже рыночного.

Из-за этого многие банки свернули программы лояльности и отменили выгодные кешбэки и мили. В таких условиях кредитные организации были вынуждены разработать новые программы, включающие различные сервисы (например, правовую помощь по налоговым вопросам, по получению различных льгот, по обжалованию штрафов), медицинские вопросы, ДМС, телеконсультации, психологическую поддержку и консультации психолога, бытовые услуги (сантехник, электрик, уборка), IT поддержку, дистанционную помощь с различными гаджетами. Оформив банковский продукт, например карту, клиент имеет возможность бесплатно воспользоваться тем или иным сервисом. Это стало альтернативой денежным или бонусным выплатам и начислениям, причем очень удобной для банков (пакет опций можно менять под аудиторию) и востребованной среди клиентов.

Для малого бизнеса список сервисов еще шире и включает в себя разного рода консультации, в том числе по бухгалтерскому учету, маркетинговым исследованиям, юридическую поддержку, кадровые вопросы. Предприниматели, как правило, параллельно с банковским обслуживанием своего дела также являются активными пользователями розничных услуг.

Сейчас ограничение снято, и игроки финансового рынка начали объявлять о продолжении программ лояльности. Так, 1 сентября в транспорте Москвы возобновят акцию с кешбэком за оплату проезда картой «МBH» — это вновь позволит снизить стоимость поездки на десять рублей. Несколько банков, в частности Росбанк, Альфа-Банк, «Русский стандарт», заявили, что вернут прежние условия своих программ лояльности. За ними последуют и другие. Но если раньше кешбэки были ключевой характеристикой программ лояльности, то теперь банковский продукт стал своего рода конструктором, который можно наполнить и программой лояльности, связанной с накоплением миль, и теми опциями, которые интересны конкретному клиенту. По моим оценкам, долгожданный возврат кешбэков не изменит тренда на сервисные программы лояльности. Потребителям банковских услуг можно посоветовать изучать все детали программ лояльности, потому что поддерживающие сервисы могут сделать пользование финансовыми продуктами еще более выгодным и комфортным.

Более того, могут появиться и новые актуальные опции, к примеру ориентированные на ESG-повестку, как «зашитые» в кешбэки, так и в виде сервисных опций.

Повестка устойчивого развития постепенно возвращается в фокус внимания компаний, это может быть интересно многим банковским клиентам, интересующимся экологическими и социальными темами. Например, такая программа лояльности уже есть в СберБанке — там можно получить повышенные бонусы за покупки товаров «ответственного потребления», оплачивая картой банка. В Тинькофф Банке тоже есть экопрограмма — экокарта защитника дикой природы: 1% с каждой покупки банк перечисляет в WWF на поддержку редких видов и территорий их обитания, а обладатель такой карты получает повышенный кешбэк.

Эра выгодных кешбэков вернется: банкам снова стало выгодно привлекать розничных клиентов такими программами. Кроме того, население, бизнес и банки постепенно адаптируется к новым реалиям, и можно ожидать развитие продуктового ESG-ряда в банках. Могут появиться как отдельные зеленые программы и решения, так и некая общая ESG-программа лояльности для розничных клиентов, включающая ряд банков.






Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ